— Текст

— Пояснения к тексту

— Документы

— Блоки

О навигаторе

Проверка условий жизни конкретного проживающего

Разговор с проживающим (обязательно фиксируется устройством аудиозаписи)

Для повышения эффективности желательно, если хватит народу, 3 пары членов комиссии: в идеале по 2 чел. - юрист и психолог/педагог/волонтер, посещающий людей, проживающих в данной организации)

Если представители администрации не разрешают проводить наедине беседы с недееспособными проживающими, мотивируя, что "только в присутствии опекуна"...

Если представители администрации не разрешают вести аудиозапись беседы...

1) Представление, получение согласия на беседу

Мы представляемся, называем время и дату. Просим представиться проживающего. Спрашиваем его, согласен ли он побеседовать с нами, не готовил ли его кто-нибудь к разговору, не объяснял ли ему, что надо, а что не надо говорить; если готовил, то кто, когда.

Сообщаем, что мы ведем аудиозапись.

2) Общие вопросы

Спрашиваем, хорошо ли ему живется в интернате, есть ли какие-нибудь сложности, не обижает ли его кто-нибудь.

3) Вопрос об обстоятельствах медпомощи, госпитализации

Спрашиваем, получает ли он медицинскую помощь, доволен ли он ей, объясняют ли ему для чего и как его лечат, как часто он общается с врачом, с психологом, расписывается ли он в каких-нибудь документах, в каких, понимает ли он их содержание.
Спрашиваем, часто ли в интернат приезжают скорые помощи, когда в последний раз и т.п. Спрашиваем, увозят ли его (других) в больницу, когда это происходит, что при этом говорят самому госпитализируемому, другим. Когда его возили в больницу, когда других возили в больницу?

4) Вопрос о "режиме" в интернате

Спрашиваем, как устроен день. Спрашиваем, наказывают ли его, других за нарушение "режима". За что, как? Когда в последний раз - его, когда - других? 
Если выясняется, чточеловек живет в закрытом отделении - задаем ему ряд вопросов для последующего разговора с администрацией.

5) Вопрос о фактах насилия в интернате

Спрашиваем, известно ли ему что-то о насилиях, драках с его участием, с участием других. Что происходит в этих случаях, чем заканчивается? Когда было в последний раз, чем закончилось?

6) Вопрос об известных ему фактах смертей

Спрашиваем, знает ли он что-нибудь о смертях в интернате (вообще смертях, без уточнения). Спрашиваем о том, что происходит, если кто-то умирает, опрашивают ли других проживающих, сообщают ли что-то о смерти, дают ли возможность участвовать в похоронах и т.п.

7) Вопрос о пропускном режиме в интернате

Спрашиваем, может ли он уйти из интерната, что для этого нужно. Когда он уходил в последний раз. Знает ли он о тех, кто уходит тайком, без спроса, что происходит в этом случае.

8) Вопрос об общении с друзьями, знакомыми

Спрашиваем, общается ли он с кем-нибудь за пределами интерната, каким способом, как часто, когда в последний раз, если не общается – то почему.

9) Вопрос об общении с официальными инстанциями

Спрашиваем, обращался ли он когда-нибудь к администрации с жалобами и просьбами, когда, что происходит в этом случае. Обращался ли он с жалобами куда-то за пределы интерната (в полицию, в прокуратуру и т.п.)? Знает ли он, как туда обратиться в случае необходимости? Если обращался, то какой был результат?

10) Вопрос о личных деньгах, вещах

Спрашиваем о том, есть ли у него свои вещи, деньги, как он может ими распоряжаться.

Сообщаем ему, что то, что он сказал – будет использоваться для того, чтобы улучшить положение в интернатах, исправить недостатки.

Напрямую не спрашиваем его, согласен ли он на распространение этой записи. Но если он сам говорит, что не хочет, чтобы кто-то об этом узнал – то не распространяем эти данные дальше.