— Текст

— Пояснения к тексту

— Документы

— Блоки

О навигаторе

В отдельных группах, организациях

Дошкольное образование в отдельных группах и организациях предполагает обучение в среде детей со схожими нарушениями и особенностями развития по адаптированной образовательной программе. Федеральный закон "Об образовании в РФ" определяет следующие виды отдельных образовательных организаций для детей с ОВЗ:  для глухих обучающихся, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ОВЗ.

В отдельных образовательных организациях, группах должны быть созданы специальные условия для обучения (п. 17 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки от 30.08.2013 № 1014 (ред. от 21.01.2019 г.). Напоминаем, что специальные условия обучения создаются образовательной организацией в соответствии с заключением ПМПК.

Обязательно выполнение следующих требований (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержден Приказом Минобрнауки от 30.08.2013 № 1014 (ред. от 21.01.2019 г.), СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»):

Согласно Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденному Приказом Минобрнауки от 30.08.2013 г. № 1014 (в ред. от 21.01.2019 г.)

"20. Количество детей в группах компенсирующей направленности не должно превышать: 

  • для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет; 
  • для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи - 12 детей в возрасте старше 3 лет; 
  • для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп; 
  • для слабослышащих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет; 
  • для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп; 
  • для слабовидящих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет; 
  • для детей с амблиопией, косоглазием - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет; 
  • для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет; 
  • для детей с задержкой психоречевого развития - 6 детей в возрасте до 3 лет; 
  • для детей с задержкой психического развития - 10 детей в возрасте старше 3 лет; 
  • для детей с умственной отсталостью легкой степени - 10 детей в возрасте старше 3 лет; 
  • для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени - 8 детей в возрасте старше 3 лет; 
  • для детей с расстройствами аутистического спектра - 5 детей для обеих возрастных групп; 
  • для детей со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития) - 5 детей для обеих возрастных групп". 

Образовательная программа

Обучение в отдельных организациях и группах ведется по адаптированной образовательной программе. В образовательную программу при ее освоении детьми с ОВЗ включается также программа коррекционной работы. Такая программа в соответствии с п. 2.11.2. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, должна содержать специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ, в том числе механизмы адаптации образовательной программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Коррекционная работа должны быть направлена на:

1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении образовательной программы;

2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательной программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ, осваивающими образовательную программу в группах компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должна учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

3. Ресурсное обеспечение

В целях доступности получения дошкольного образования детьми с ОВЗ организацией обеспечивается:

1) для детей с ОВЗ по зрению:

присутствие ассистента, оказывающего ребенку необходимую помощь;

обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлы;

2) для детей с ОВЗ по слуху:

обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

3) для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа детей в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).

При получении дошкольного образования воспитанникам с ОВЗ предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

При работе в группах для детей с ОВЗ в организации могут быть дополнительно предусмотрены должности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей, в том числе ассистентов (помощников), оказывающих детям необходимую помощь. Рекомендуется предусматривать должности соответствующих педагогических работников для каждой группы для детей с ОВЗ.

СанПин - ТРЕБОВАНИЯ К работе дошкольных организаций

Приказ Минпросвещения РФ от 31.07.2020 N 373 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования

Федеральный закон об образовании

Образовательный стандарт дошкольного образования