— Текст

— Пояснения к тексту

— Документы

— Блоки

О навигаторе

Проблемы в школе

Случается, что после первых недель или месяцев обучения учителя начинают говорить о том, что ребенку с такими особенностями (поведения, речи, познавательных процессов, иными особенностями) не следует учиться в данной школе (классе), и настоятельно рекомендуют пройти ПМПК или перевестись в другой класс (например, для обучения по образовательной программе, адаптированной для детей с более тяжелыми нарушениями развития), в другую школу либо  на обучение на дому. В такой ситуации целесообразно терпеливо и доброжелательно выяснить, в связи с чем возникли такие рекомендации  и что можно сделать, чтобы помочь ребенку справляться с обучением в тех условиях, в которых он уже находится. Далее самое лучшее — проконсультироваться со специалистами (педагогами, психологами), не представляющими образовательную организацию, в которой обучается ребенок. Это необходимо сделать, чтобы иметь более объективное представление о проблемах ребенка и способах работы с ними. У специалистов, у которых удалось проконсультироваться, следует получить заключение о причинах трудностей с обучением у ребенка, способах работы с такими трудностями (как помочь ребенку), а также письменные рекомендации о том, в каких условиях ребенку целесообразно обучаться (стоит ли менять класс, школу, что необходимо учесть при обучении, какие дополнительные условия надо создать).  

Если в результате консультаций родители приходят к выводу, что действительно лучше изменить существующие условия обучения ребенка, то необходимо пройти ПМПК и организовать обучение ребенка в соответствии с ее рекомендациями.

Если же родители пришли к выводу, что выбранный образовательный маршрут для ребенка оптимален, то необходимо терпеливо работать с образовательной организацией, чтобы помочь и ей, и ребенку в нормализации процесса обучения. Изменение в условиях получения образования ребенка возможно только с согласия родителей и только с их согласия ребенка может обследовать ПМПК.

Родителям целесообразно сообщить учителям и администрации школы свое мнение о рекомендациях, которые поступают от них в отношении обучения ребенка. Выражать свое мнение надо как можно доброжелательнее. Задача родителей — сообщить, что они понимают, что у ребенка есть проблемы, и эти проблемы надо решать, но решать их следует в том классе, школе, в котором уже обучается ребенок. Целесообразно донести информацию о рекомендациях иных специалистов о том, как помогать ребенку. 

Не надо забывать, что школа не имеет права отчислить ребенка на основании того, что он трудно адаптируется, не справляется с программой обучения. Как правило, на родителей в таких ситуациях оказывается серьезное психологическое давление, цель которого – добиться, чтобы родители по собственному желанию забрали документы ребенка из школы (см. пример такой ситуации). Если же школа дает родителям заключение школьного психолого-педагогического консилиума с рекомендациями об обследовании ребенка ПМПК в целях определения оптимальных условий обучения, то игнорировать такое заключение не стоит.

Подробнее о полномочиях школьного психолого-педагогического консилиума и о праве самих родителей (иных законных представителей ) обратиться за помощью к специалистам консилиума можно узнать в Примерном положении о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации  и в блоке Психолого-педагогический консилиум в ДОУ

Если проблема со школой серьезная, то следующим шагом  со стороны школы может стать обращение в органы опеки и попечительства с сообщением о действиях родителей не в интересах ребенка или их бездействиях (непрохождении ПМПК). В таком случае единственным средством защиты интересов ребенка могут стать заключения других специалистов, согласно которым менять класс, программу, школу ребенку не рекомендуется.

В конфликтных ситуациях, связанных с определением образовательной программы для обучения ребенка, с ее изменением, изменением класса, школы по причине того, что в том классе, школе не созданы необходимые для ребенка условия обучения, целесообразно обращаться в центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, которые должны быть созданы в каждом субъекте РФ.

Если ребенка не пускают в класс, всячески препятствуют ему в посещении каких-либо уроков, внеклассных занятий и других мероприятий, обращайтесь с письменным заявлением к директору школы об устранении препятствий в образовательном процессе ребенка

Перевод ребенка на обучение по другой образовательной программе, в другой класс, в котором дети учатся по другим образовательным программам возможен только с согласия родителей на основании заключения ПМПК.  

Если наши обращения к директору школы не помогли разрешить ситуацию, обращаемся письменно в орган управления образованием с описанием сложившейся ситуацией и просьбой содействовать в ее разрешении. Если и обращение в орган управления образованием не разрешило ситуацию, то обращаемся в прокуратуру, к уполномоченному по правам ребенка.

Часто родители опасаются, что разрешение проблемных ситуаций с привлечением органов власти, суда, прокуратуры может в дальнейшем негативно сказаться на отношении к ребенку в школе. Эти опасения вполне понятны. Но если мы не будем бороться, ребенок окажется в другой школе и там тоже (практика показывает – с большой вероятностью!) может возникнуть аналогичная ситуация. Для того, чтобы наша борьба за ребенка не отразилась на нем самом, надо неизменно стараться сохранять терпение и доброжелательность, стремиться сделать администрацию и педагогов школы своими единомышленниками, терпеливо объясняя им единство общей цели (образование и социализация ребенка), и просить у них помощи в достижении этой цели.

Примерное положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации

Рекомендации специалистов об условиях обучения

Психологическое давление с целью избавления от неудобного ученика

Заявление об устранении препятствий директору школы

Отказ в переводе в аналогичную школу без заключения ПМПК