— Текст

— Пояснения к тексту

— Документы

— Блоки

О навигаторе

Ранняя помощь

Одним из направлений  государственной поддержки детей-инвалидов и детей с ОВЗ является создание единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, включающей медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую помощь ребенку, социально-психологическую и консультативную помощь родителям; обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, развития инклюзивного дошкольного образования, организации комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ к обучению в школе.

В России вопрос ранней помощи начал активно обсуждаться недавно, и найти реальную комплексную раннюю помощь пока еще очень трудно. Федеральный закон «Об образовании в РФ» только декларирует обязанность оказания ранней помощи детям с ОВЗ (часть 5 статьи 5), не раскрывая, в чем она заключается и где предоставляется. 

По мнению практикующих специалистов, ранняя помощь – это психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям от рождения до 3-х лет, направленная на выявление особенностей и нарушений развития и предотваращение и раннюю коррекцию их возможных последствий. Неразрывная спаянность всех компонентов психической сферы ребенка в раннем возрасте позволяет гораздо легче выявлять и устранять различные отклонения в развитии: их коррекция на этом жизненном этапе требует значительно меньших затрат, чем в более позднем возрасте. Специалисты по ранней помощи осуществляют комплекс различного рода занятий с детьми (раннее развитие), в процессе которых отмечают особенности развития, свидетельствующие о возможном нарушении его нормального течения. Особую роль в раннем выявлении проблем ребенка играют детско-родительские группы, направленные на повышение компетентности родителей. Выявляя и выделяя сферы нарушений или возможных нарушений уже в раннем возрасте, специалисты подбирают комплекс психолого-педагогических и медико-социальных занятий с ребенком, направленных на снижение или предотвращение возможных последствий нарушений развития. На первый план для ребенка раннего возраста выходит работа родителей в семье с регулярной поддержкой специалистов. Организация комплексных семейно-ориентированных психолого-педагогических и медико-социальных услуг по программе ранней помощи может осуществляться в дошкольных образовательных организациях, в  центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи, а также в центрах социального обслуживания, учреждениях здравоохранения, родительских клубах, негосударственных профессиональных организациях и др. 

Особо необходимо отметить то, что семья ребенка раннего возраста, у которого выявлены особенности в развитии, нуждается в информационно-консультативной помощи. Родители должны быть информированы не только о нарушениях развития ребенка, но у них должно сформироваться представление о том, как строится жизнь семьи с ребенком с нарушениями развития и жизнь самого ребенка в будущем.

В настоящее время в Минтруде России ведется работа над программой развития в России ранней помощи детям с нарушениями развития.

Если:

- после рождения медики установили нарушения развития ребенка;
- врачи на контрольных осмотрах отмечают отклонения от норм развития;
- родителей беспокоят некоторые реакции ребенка;
- и при этом врачи рекомендуют только медицинское вмешательство (лечение),

– целесообразно обратиться в службы ранней помощи по месту жительства.

Для определения целесообразности получения ранней помощи имеет смысл изучить целевые ориентиры дошкольного образования в младенческом и раннем возрасте.

Информацию о возможностях получения ранней помощи следует получать в органах образования, здравоохранения, социальной защиты населения по месту жительства. Если такой информации получить не удается, направляем в адрес указанных органов обращение с просьбой о содействии в получении ранней помощи.

Назад

Ориентиры раннего развития

Цитата из Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155:

«Целевые ориентиры образования в младенческом

и раннем возрасте:

  • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  • использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
  • владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
  • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
  • проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
  • у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).»

Заявление о содействии в получении ранней помощи

Федеральный закон об образовании