— Текст

— Пояснения к тексту

— Документы

— Блоки

О навигаторе

Жизнь в интернате

Защита прав людей с особыми нуждами,
живущих в интернатах (ПНИ)

Взрослый человек, признанный нуждающимся в социальном обслуживании в стационарной форме, как правило получает такое обслуживание в психоневрологических интернатах. Такой человек постоянно или временно проживает в ПНИ, при этом он пользуется всеми правами, которые Конституция предоставляет российскому гражданину.

Многочисленные нарушения прав, сопровождающие сегодня жизнь человека в ПНИ, вызваны традиционной закрытостью российских интернатов. Общеизвестно, что закрытость – крайне опасна для любого социального института. В закрытых сообществах происходят самые страшные преступления; им в принципе свойственны дедовщина и насилие, при поддержке персонала передающиеся «по наследству» – от старших к младшим.

Существует ряд системных мер, которые довольно быстро помогли бы нормализовать эту ситуацию. Однако пока эти меры не реализованы и нарушения прав людей, живущих в интернатах, продолжают носить катастрофический характер, - приходится научиться защищать права этих людей в той ситуации, в которой они находятся, и тем самым постепенно менять эту ситуацию к лучшему.

Наиболее часто приходится защищать права людей с особыми нуждами, проживающих в ПНИ, нарушаемые в следующих формах:

- пренебрежение или злоупотребление исполнением обязанностей опекуна;

- незаконное ограничение /лишение свободы (помещение в "закрытое" отделение или в "карцер");

- незаконное применение мер физического стеснения;

- запрет временной передачи недееспособных граждан, живущих в ПНИ, в семью;

- незаконное ограничение в праве принимать посетителей (такие ограничения главным образом касаются волонтеров);

- установление и требование неукоснительного соблюдения единого для всех проживающих жесткого распорядка дня;

- превышение полномочий сотрудников ЧОП на территории ПНИ и нарушение ими прав проживающих;

- злоупотребление пропускным режимом в ПНИ;

- игнорирование мнения подопечного при совершении сделок от его имени;

- принуждение к согласию на любое медицинское вмешательство на длительный срок вперед;

- принуждение к приему медицинских препаратов;

- отказ оказывать бесплатную юридическую помощь проживающим, защищать права подопечных;

- отказ выдать на руки дееспособным проживающим страховой полис, медицинскую карту;

- перевод человека, лишённого дееспособности, из одного интерната в другой без его согласия;

- запрет проживающим и их родственникам пользоваться лифтом;

- запрет иметь стационарный компьютер, бытовую технику и иные личные вещи (незаконное вмешательство в личную жизнь);

- изъятие у проживающих лекарств, купленных на их собственные средства;

- запрет принимать пищу в жилой комнате;

- запрет посещать родственников в жилых комнатах интерната;

- запрет на ведение в ПНИ фото- и видеосъемки;

- запрет держать в комнате домашних животных;

- запрет зажигать в комнате свечи или ароматические палочки и пользоваться электроприборами;

- требование замены исправных электроприборов;

- недружественное поведение социальных работников, сопровождающих людей, живущих в ПНИ, на санаторно-курортное лечение;

- ограничение курения и изъятие у проживающих табачных изделий;

- и даже запрет употребления алкоголя в жилой комнате в ПНИ.

 

Назад

Игнорирование опекуном мнения подопечного при совершении сделок

Практика показывает, что просьбы недееспособных граждан, живущих в ПНИ, о приобретении различных товаров за счет подопечных сотрудники интернатов выполняют очень неохотно. Максимум, на что готов персонал ПНИ, - покупка стандартного набора продуктов или бытовых мелочей.

Нередки ситуации, когда человек хочет на свои средства приобрести, к примеру, предмет оргтехники, заказывает ее в интернет магазине, а администрация ПНИ с помощью охранниковзапрещает человеку получить доставленный заказ. Встает вопрос: правомерны ли в такой ситуации действия администрации ПНИ, а также действия охранников?

В рассматриваемой ситуации действия охранников являются производными от действий сотрудников интерната – поскольку именно от администрации интерната поступает распоряжение не пропустить сотрудника магазина с покупкой.

Права самих частных охранников определяются в Законе РФ от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», который содержит, в том числе, права охранников, связанные с обеспечением внутриобъектового и пропускного режимов на объектах охраны (ст. 12.1):

«1) требовать от персонала и посетителей объектов охраны соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов. Правила соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов, устанавливаемые клиентом или заказчиком, не должны противоречить законодательству Российской Федерации;

2) осуществлять допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим, при предъявлении ими документов, дающих право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества на объекты охраны (с объектов охраны)».

Кроме того, права и обязанности охранников должны быть также определены в договоре и в должностных инструкциях охранников. По п.3 ст. 12 того же Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»: «В случае оказания охранных услуг с использованием видеонаблюдения, а также оказания охранных услуг в виде обеспечения внутриобъектового и (или) пропускного режимов персонал и посетители объекта охраны должны быть проинформированы об этом посредством размещения соответствующей информации в местах, обеспечивающих гарантированную видимость в дневное и ночное время, до входа на охраняемую территорию. Такая информация должна содержать сведения об условиях внутриобъектового и пропускного режимов».

Таким образом, условия пропускного режима в ПНИ должны быть доведены до сведения всех получателей социальных услуг и посетителей – информация об этом должна быть у входа в ПНИ. В том числе и информация о правах охранников в случае вноса имущества (как в описанной ситуации с принтером).

В приведенном случае распоряжение сотрудников интерната и соответствующие действия охранников, видимо, связаны со статусом недееспособного. Согласно ст. 29 ГК РФ:

«2. От имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун, учитывая мнение такого гражданина, а при невозможности установления его мнения – с учетом информации о его предпочтениях, полученной от родителей такого гражданина, его прежних опекунов, иных лиц, оказывавших такому гражданину услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности».

То есть, в этом случае от имени недееспособного сделки – договор купли-продажи – должен совершать опекун. Ст. 171 ГК РФ предусматривает, что сделка, совершенная недееспособным, признается ничтожной (то есть, для ее недействительности не требуется решения суда, достаточно факта совершения сделки недееспособным). Такая сделка, если она заключена в интересах недееспособного, может быть признана действительной – но для этого необходимо обращение в суд (ч. 2 ст. 171 ГК РФ).

Однако невозможно основываться на одном фрагменте нормы («от имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун»), игнорируя другой («учитывая мнение такого гражданина»),  – норма должна применяться целостно. В данном случае налицо нарушение нормы ГК: сделка совершена (в данном случае – пресечена, но решение по сделке налицо) опекуном без учета мнения подопечного, при этом никакого исследования мнения подопечного не проводилось, а следовательно, закон опекуном был нарушен.

Для того, чтобы попытаться добиться приобретения необходимого предмета (например, оргтехники), нужно обратиться к ПНИ как к организации, исполняющей обязанности опекуна. Можно обратиться в письменном виде и указать, что проживающему в ПНИ недееспособному нужен конкретный предмет, средства на который согласны предоставить родственники. Сослаться на статью 29 ГК РФ, указав, что при совершении сделок опекун должен учитывать мнение недееспособного, а в этом случае мнение недееспособного заключается в желании приобрести необходимый предмет. Кроме того, это не повлечет расходов на его покупку, поскольку средства будут, к примеру, безвозмездно предоставлены родственниками или волонтерами.

Затем, в случае отказа учесть мнение недееспособного или в случае отсутствия ответа, нужно обратиться в органы опеки и попечительства с жалобой на действия опекуна (отправить письменное обращение по почте, с приложением обращения к директору ПНИ и ответа, в случае, если будет получен письменный ответ). В обращении в органы опеки следует описать ситуацию и указать, что опекун действует не в интересах подопечного и не учитывая его мнение.

Об учете опекуном мнения подопечного при совершении сделки