— Текст

— Пояснения к тексту

— Документы

— Блоки

О навигаторе

Психолого-педагогическая реабилитация или абилитация

Рост жизни не в одном развитье мышц.
По мере роста тела, в нем, как в храме,
Растет служенье духа и ума.

        Вильям Шекспир, «Гамлет, принц датский»

 

За словом «образование», по сути, стоит весь жизненный мир ребенка за пределами семьи — мир, где он удовлетворяет свои основные социальные потребности. Именно образование является в период детства и взросления основным способом социализации. 

Если речь идет о ребенке с нарушениями или особенностями развития, испытывающим вследствие этого трудности в обучении, его образование обязательно должно сопровождаться реабилитацией (абилитацией). При этом реабилитация, разумеется, не должна подменять собою образования, но должна быть поддержкой образования, обеспечивать возможность его получения. Поэтому мероприятия психолого-педагогической реабилитации или абилитации – очень важный, а для большинства детей-инвалидов – определяющий раздел ИПРА. В нем прописывается оптимальный образовательный маршрут ребенка и коррекционная помощь, необходимая для максимальной реализации его образовательного потенциала. Однако необходимо понимать, что определяющим документом для организации обучения ребенка с инвалидностью является заключение психолого-медико-педагогической комиссии, которое обязательно должно быть отражено в ИПРА.

Мероприятия психолого-педагогической реабилитации или абилитации включают мероприятия, которые проводятся в образовательных организациях: создаются специальные условия обучения, организуется психологическая помощь, профессиональная ориентация.

В образовательные программы, адаптированные для обучения детей с ОВЗ, включена коррекционно-развивающая область. В нее входят обязательные коррекционные курсы и курсы, вводимые образовательными организациями самостоятельно. Подробнее в разделе "Виды образовательных программ для детей с ОВЗ"...

Психолого-педагогическая реабилитация также включена в сферу деятельности Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи субъектов РФ .

Перечень конкретных мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации составляет и определяет их исполнителей орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования (п. 14 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм (Приказ Минтруда России от 26 июня 2023 г. № 545н).  Именно туда необходимо обращаться для решения вопросов получения услуг по психолого-педагогической реабилитации или абилитации.

Обращение в орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере образования осуществляется в произвольной письменной форме (образец обращения).

См. также Помощь семье и детскому саду, школе (ЦППМС)

 

 

 

Назад

Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной реабилитации

Семья и образовательные организации нуждаются в квалифицированной помощи в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии со статьей 42 Федерального закона "Об образовании в РФ" органы государственной власти субъектов РФ должны создавать центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:
1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.
Очень важны возложенные на центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи следующие задачи (часть 4 ст. 42): центры также оказывают помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся, в том числе осуществляют психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ, оказывают методическую помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, включая помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению, а также осуществляют мониторинг эффективности оказываемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Школы (детские сады) при трудностях с обучением детей вправе и обязаны обращаться в такие центры за помощью в организации обучения. Возможность школы обратиться в такой центр - это не только возможность получения помощи, но и включение в ситуацию специалистов для объективной ее оценки.
Психолого-педагогическая помощь в центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи оказывается педагогами-психологами, социальными педагогами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами и иными специалистами, необходимыми для надлежащего осуществления функций такого центра. Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи осуществляет также комплекс мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывает им социальную помощь, осуществляет связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями.

 

Мероприятия психолого-педагогической реабилитации

Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида

обращение в орган образования за перечнем мероприятий псих-пед реабилитации

Рекомендации по составлению ИПР ребенка-инвалида

Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013 N 1082

Федеральный закон об образовании

Положение о ПМПК