— Текст

— Пояснения к тексту

— Документы

— Блоки

О навигаторе

Проблемы в школе

Случается, что после первых недель или месяцев обучения учителя начинают говорить о том, что ребенку с такими особенностями (поведения, речи, познавательных процессов, иными особенностями) не следует учиться в данной школе (классе), и настоятельно рекомендуют пройти ПМПК или перевестись в другой класс (например, для обучения по образовательной программе, адаптированной для детей с более тяжелыми нарушениями развития), в другую школу либо  на обучение на дому. В такой ситуации целесообразно терпеливо и доброжелательно выяснить, в связи с чем возникли такие рекомендации  и что можно сделать, чтобы помочь ребенку справляться с обучением в тех условиях, в которых он уже находится. Далее самое лучшее — проконсультироваться со специалистами (педагогами, психологами), не представляющими образовательную организацию, в которой обучается ребенок. Это необходимо сделать, чтобы иметь более объективное представление о проблемах ребенка и способах работы с ними. У специалистов, у которых удалось проконсультироваться, следует получить заключение о причинах трудностей с обучением у ребенка, способах работы с такими трудностями (как помочь ребенку), а также письменные рекомендации о том, в каких условиях ребенку целесообразно обучаться (стоит ли менять класс, школу, что необходимо учесть при обучении, какие дополнительные условия надо создать).  

Если в результате консультаций родители приходят к выводу, что действительно лучше изменить существующие условия обучения ребенка, то необходимо пройти ПМПК и организовать обучение ребенка в соответствии с ее рекомендациями.

Если же родители пришли к выводу, что выбранный образовательный маршрут для ребенка оптимален, то необходимо терпеливо работать с образовательной организацией, чтобы помочь и ей, и ребенку в нормализации процесса обучения. Изменение в условиях получения образования ребенка возможно только с согласия родителей и только с их согласия ребенка может обследовать ПМПК.

Родителям целесообразно сообщить учителям и администрации школы свое мнение о рекомендациях, которые поступают от них в отношении обучения ребенка. Выражать свое мнение надо как можно доброжелательнее. Задача родителей — сообщить, что они понимают, что у ребенка есть проблемы, и эти проблемы надо решать, но решать их следует в том классе, школе, в котором уже обучается ребенок. Целесообразно донести информацию о рекомендациях иных специалистов о том, как помогать ребенку. 

Не надо забывать, что школа не имеет права отчислить ребенка на основании того, что он трудно адаптируется, не справляется с программой обучения. Как правило, на родителей в таких ситуациях оказывается серьезное психологическое давление, цель которого – добиться, чтобы родители по собственному желанию забрали документы ребенка из школы (см. пример такой ситуации). Если же школа дает родителям заключение школьного психолого-педагогического консилиума с рекомендациями об обследовании ребенка ПМПК в целях определения оптимальных условий обучения, то игнорировать такое заключение не стоит.

Подробнее о полномочиях школьного психолого-педагогического консилиума и о праве самих родителей (иных законных представителей ) обратиться за помощью к специалистам консилиума можно узнать в Примерном положении о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации  и в блоке Психолого-педагогический консилиум в ДОУ

Если проблема со школой серьезная, то следующим шагом  со стороны школы может стать обращение в органы опеки и попечительства с сообщением о действиях родителей не в интересах ребенка или их бездействиях (непрохождении ПМПК). В таком случае единственным средством защиты интересов ребенка могут стать заключения других специалистов, согласно которым менять класс, программу, школу ребенку не рекомендуется.

В конфликтных ситуациях, связанных с определением образовательной программы для обучения ребенка, с ее изменением, изменением класса, школы по причине того, что в том классе, школе не созданы необходимые для ребенка условия обучения, целесообразно обращаться в центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, которые должны быть созданы в каждом субъекте РФ.

Если ребенка не пускают в класс, всячески препятствуют ему в посещении каких-либо уроков, внеклассных занятий и других мероприятий, обращайтесь с письменным заявлением к директору школы об устранении препятствий в образовательном процессе ребенка

Перевод ребенка на обучение по другой образовательной программе, в другой класс, в котором дети учатся по другим образовательным программам возможен только с согласия родителей на основании заключения ПМПК.  

Если наши обращения к директору школы не помогли разрешить ситуацию, обращаемся письменно в орган управления образованием с описанием сложившейся ситуацией и просьбой содействовать в ее разрешении. Если и обращение в орган управления образованием не разрешило ситуацию, то обращаемся в прокуратуру, к уполномоченному по правам ребенка.

Часто родители опасаются, что разрешение проблемных ситуаций с привлечением органов власти, суда, прокуратуры может в дальнейшем негативно сказаться на отношении к ребенку в школе. Эти опасения вполне понятны. Но если мы не будем бороться, ребенок окажется в другой школе и там тоже (практика показывает – с большой вероятностью!) может возникнуть аналогичная ситуация. Для того, чтобы наша борьба за ребенка не отразилась на нем самом, надо неизменно стараться сохранять терпение и доброжелательность, стремиться сделать администрацию и педагогов школы своими единомышленниками, терпеливо объясняя им единство общей цели (образование и социализация ребенка), и просить у них помощи в достижении этой цели.

Назад

Заключения и рекомендации внешних специалистов

При решении конфликтных ситуаций в детском саду или школе очень поможет получение рекомендаций и заключения "внешних" специалистов, непосредственно занимающихся с ребенком – не связанных с детским садом или школой. Письменные рекомендации (характеристики, заключения) специалистов являются объективными данными для формирования  мнения о способностях и возможностях ребенка, о соответствии созданных образовательных условий, о путях решения возникающих проблем.  Такие рекомендации (характеристики, заключения) играют определяющую роль при решении проблем в детском саду или школе, при обращении в ПМПК или обжаловании ее заключения, – не просто "мнение мамы", а мнение специалистов.

В рекомендациях специалистов, с которыми ребенок занимается, или рассказе родителей должна быть отражена следующая информация о ребенке:

 1)  особенности ребенка, в том числе, нюансы его поведения в незнакомой обстановке, после длительных периодов ожидания (например, в очереди), с незнакомыми людьми – скорее всего, именно в таких условиях ребенку предстоит демонстрировать свои возможности перед специалистами ПМПК. Также необходимо заранее оценить соответствие процедуры обследования ребенка, сложившейся в ПМПК (о ней надо расспросить сотрудников ПМПК), возможностям ребенка и при необходимости просить ее изменить. Процедура проведения обследования полностью зависит от психофизических возможностей ребенка. Обследование может быть проведено по месту жительства или обучения ребенка, каждым специалистов ПМПК индивидуально или несколькими специалистами одновременно. Исходя из особенностей ребенка в письменном заявлении, подаваемом при записи на ПМПК, целесообразно указать желательные параметры процедуры  обследования – точное время начала, индивидуальное обследование каждым специалистом, обследование по месту занятий. Для обоснования таких пожеланий и нужна информация об особенностях поведения ребенка;

2)  должны быть описаны не только проблемы ребенка (то, что он не умеет делать по сравнению со сверстниками), но и то, чему он научился; особенности поведения ребенка в процессе обучения и особенности самого процесса его обучения, методы и средства, которые помогают ему справляться со своими проблемами;

3) мнение о специальных условиях обучения, создание которых необходимо ребенку.  Например, если ребенок при поддержке взрослого может соблюдать установленные правила поведения в коллективе и вести продуктивную деятельность, несмотря на наличие у него эмоционально-волевых проблем, то в соответствующей рекомендации должно быть это отражено и предусмотрено постоянное сопровождение специальным помощником на период адаптации в классе, группе.  

Примерное положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации

Рекомендации специалистов об условиях обучения

Психологическое давление с целью избавления от неудобного ученика

Заявление об устранении препятствий директору школы

Отказ в переводе в аналогичную школу без заключения ПМПК