— Текст

— Пояснения к тексту

— Документы

— Блоки

О навигаторе

Дошкольное образование

Дошкольное детство – период от рождения ребенка и до начала получения школьного образования. В этот период происходит не только формирование личности ребенка, но и подготовка к следующему этапу жизни – к школе. Это не только и не столько накопление знаний об окружающем мире, это прежде всего формирование навыков взаимодействия с окружающим миром, в том числе другими детьми, взрослыми. Эта подготовка обеспечивается и получением дошкольного образования.

Задача дошкольного образования – разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования (ч. 2 статьи 64 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

В России гарантируется бесплатность и доступность дошкольного образования. При этом в законодательные гарантии отдельно включено уточнение, что доступность образования гарантируется для каждого гражданина, включая гражданина с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) независимо от этих возможностей. Доступность для граждан с ОВЗ обеспечивается созданием необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения – созданием условий, в максимальной степени способствующих получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ (ст. 5 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Если

после рождения медики установили нарушения развития ребенка;
врачи на контрольных осмотрах младенца отмечают отклонения от норм развития;
родителей беспокоят некоторые реакции младенца,

– то целесообразно обратиться за ранней помощью.

Дошкольное образование может быть получено:

Установлены возраст и сроки получения дошкольного образования и начала школьного образования.

Важно: Если ребенку необходимы условия для обучения, отличающиеся от тех условий, которые создаются для детей, не имеющих особенной развития, он должен быть признан обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), т.е. обучающимся, которому необходимо создание специальных условий для обучения вследствие особенностей его развития. Признает ребенка обучающимся с ОВЗ психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Только  ПМПК устанавливает, что ребенок имеет недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, которые для получения образования требуют создания специальных условий, и описывает эти условия. Ребенок может быть признан обучающимся с ОВЗ независимо от того, признан ли он медико-социальной экспертизой ребеном-инвалидом или нет (есть у него "розовая справка об инвалидности" или нет). Только при предъявлении заключения ПМПК детский сад или школа будут организовывать специальные условия для обучения ребенка, т.к. только в этом случае на создание таких условий государство выделяет деньги. Заключение ПМПК является, в соответствии с Положением о ПМПК, основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

Дошкольная организация помимо обучения ребенка по общеобразовательной программе дошкольного образования осуществляет присмотр и уход за ним. Государство гарантирует обучение по дошкольной образовательной программе, но присмотр и уход не гарантирует, оставляя решение этого вопроса на усмотрение регионов. Т.е. организация присмотра и ухода за детьми в детских садах в течение дня, когда не проводятся предметные занятия непосредственно по образовательной программе, – это добрая воля регионов. Необходимо отметить, что образовательные задачи, которые поставлены при реализации дошкольных образовательных программ, реализуются не только во время предметных занятий. Большинство задач может быть достигнуто в процессе  ежедневной бытовой деятельности в группе детского сада: обучение выполнения правил поведения с другими детьми, взрослыми, в различных ситуациях. За присмотр и уход в детском саду взимается родительская плата. В соответствии со статьей 65 Федерального закона "Об образовании в РФ" за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.

Назад

Специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (статья 79 Федерального закона "Об образовании в РФ").

Составление рекомендаций по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования возложено государством на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

Минобрнауки России утвердило  Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.

 

 

Положение о ПМПК

Федеральный закон об образовании

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи