— Текст

— Пояснения к тексту

— Документы

— Блоки

О навигаторе

Психолого-педагогическая реабилитация или абилитация

Рост жизни не в одном развитье мышц.
По мере роста тела, в нем, как в храме,
Растет служенье духа и ума.

        Вильям Шекспир, «Гамлет, принц датский»

 

За словом «образование», по сути, стоит весь жизненный мир ребенка за пределами семьи — мир, где он удовлетворяет свои основные социальные потребности. Именно образование является в период детства и взросления основным способом социализации. 

Если речь идет о ребенке с нарушениями или особенностями развития, испытывающим вследствие этого трудности в обучении, его образование обязательно должно сопровождаться реабилитацией (абилитацией). При этом реабилитация, разумеется, не должна подменять собою образования, но должна быть поддержкой образования, обеспечивать возможность его получения. Поэтому мероприятия психолого-педагогической реабилитации или абилитации – очень важный, а для большинства детей-инвалидов – определяющий раздел ИПРА. В нем прописывается оптимальный образовательный маршрут ребенка и коррекционная помощь, необходимая для максимальной реализации его образовательного потенциала. Однако необходимо понимать, что определяющим документом для организации обучения ребенка с инвалидностью является заключение психолого-медико-педагогической комиссии, которое обязательно должно быть отражено в ИПРА.

Мероприятия психолого-педагогической реабилитации или абилитации включают мероприятия, которые проводятся в образовательных организациях: создаются специальные условия обучения, организуется психологическая помощь, профессиональная ориентация.

В образовательные программы, адаптированные для обучения детей с ОВЗ, включена коррекционно-развивающая область. В нее входят обязательные коррекционные курсы и курсы, вводимые образовательными организациями самостоятельно. Подробнее в разделе "Виды образовательных программ для детей с ОВЗ"...

Психолого-педагогическая реабилитация также включена в сферу деятельности Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи субъектов РФ .

Перечень конкретных мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации составляет и определяет их исполнителей орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования (п. 14 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм (Приказ Минтруда России от 26 июня 2023 г. № 545н).  Именно туда необходимо обращаться для решения вопросов получения услуг по психолого-педагогической реабилитации или абилитации.

Обращение в орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере образования осуществляется в произвольной письменной форме (образец обращения).

См. также Помощь семье и детскому саду, школе (ЦППМС)

 

 

 

Назад

Значение ИПРА для получения образования

Содержание образования в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в РФ" для детей с ограниченными возможностями здоровья определяется образовательной программой, адаптированной для их обучения, а для детей-инвалидов также ИПРА ребенка-инвалида (ст. 79). В свою очередь признание ребенка обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и определение вида адаптированной образовательной программы осуществляется  психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Поэтому главным документом для определения образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, и создания специальных условий для его обучения является заключение ПМПК.  

Образовательные организации при приеме ребенка-инвалида помимо предоставления заключения ПМПК требуют предоставить ИПРА с заполненным разделом о психолого-педагогической реабилитации или абилитации. Требование о предоставлении ИПРА вполне обосновано (как указывалось выше, законодательство требует при организации обучения детей-инвалидов руководствоваться заключением ПМПК и рекомендациями ИПРА). Однако зачастую соответствующий раздел ИПРА пустует, и образовательные организации просят обратиться в бюро МСЭ для его заполнения. Рекомендация образовательной организации об изменении ИПРА может быть принята родителями к сведению, но не обязательно должна повлечь за собой какие-то действия с их стороны. Законодательство не устанавливает обязанности инвалида (его законного представителя) менять ИПРА в таких случаях.

Отсутствие в ИПРА рекомендаций по условиям образования при наличии заключения ПМПК о таких условиях не может препятствовать реализации права ребенка на образование в соответствии с заключением ПМПК. Необходимо отметить, что законодатель подчеркивает, что именно ПМПК оказывает содействие бюро МСЭ в разработке ИПРА по вопросам создания специальных условий обучения (п. 10 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии, Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082). Кроме того, в новой форме ИПРА (в отличие от предыдущей формы ИПР) в разделе, посвященном условиям получения образования, бюро МСЭ  проставляет только знак о нуждаемости ребенка в создании специальных условий или об отсутствии такой нуждаемости. Конкретные условия определяются заключением ПМПК и в соответствии с ним создаются органами образования и образовательными организациями.

Таким образом, для реализации права ребенка с инвалидностью на образование достаточно заключения ПМПК и не обязательно наличие рекомендаций в его ИПРА. Отказ образовательной организации принять документы для решения вопроса о приеме в нее ребенка или отказ в его приеме в образовательную организацию при отсутствии в ИПРА каких-то рекомендаций об условиях обучения незаконен.  

 

Мероприятия психолого-педагогической реабилитации

Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида

обращение в орган образования за перечнем мероприятий псих-пед реабилитации

Рекомендации по составлению ИПР ребенка-инвалида

Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013 N 1082

Федеральный закон об образовании

Положение о ПМПК