— Текст

— Пояснения к тексту

— Документы

— Блоки

О навигаторе

Психолого-педагогическая реабилитация или абилитация

Рост жизни не в одном развитье мышц.
По мере роста тела, в нем, как в храме,
Растет служенье духа и ума.

        Вильям Шекспир, «Гамлет, принц датский»

 

За словом «образование», по сути, стоит весь жизненный мир ребенка за пределами семьи — мир, где он удовлетворяет свои основные социальные потребности. Именно образование является в период детства и взросления основным способом социализации. 

Если речь идет о ребенке с нарушениями или особенностями развития, испытывающим вследствие этого трудности в обучении, его образование обязательно должно сопровождаться реабилитацией (абилитацией). При этом реабилитация, разумеется, не должна подменять собою образования, но должна быть поддержкой образования, обеспечивать возможность его получения. Поэтому мероприятия психолого-педагогической реабилитации или абилитации – очень важный, а для большинства детей-инвалидов – определяющий раздел ИПРА. В нем прописывается оптимальный образовательный маршрут ребенка и коррекционная помощь, необходимая для максимальной реализации его образовательного потенциала. Однако необходимо понимать, что определяющим документом для организации обучения ребенка с инвалидностью является заключение психолого-медико-педагогической комиссии, которое обязательно должно быть отражено в ИПРА.

Мероприятия психолого-педагогической реабилитации или абилитации включают мероприятия, которые проводятся в образовательных организациях: создаются специальные условия обучения, организуется психологическая помощь, профессиональная ориентация.

В образовательные программы, адаптированные для обучения детей с ОВЗ, включена коррекционно-развивающая область. В нее входят обязательные коррекционные курсы и курсы, вводимые образовательными организациями самостоятельно. Подробнее в разделе "Виды образовательных программ для детей с ОВЗ"...

Психолого-педагогическая реабилитация также включена в сферу деятельности Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи субъектов РФ .

Перечень конкретных мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации составляет и определяет их исполнителей орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования (п. 14 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм (Приказ Минтруда России от 26 июня 2023 г. № 545н).  Именно туда необходимо обращаться для решения вопросов получения услуг по психолого-педагогической реабилитации или абилитации.

Обращение в орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере образования осуществляется в произвольной письменной форме (образец обращения).

См. также Помощь семье и детскому саду, школе (ЦППМС)

 

 

 

Назад

Психолого-педагогическая реабилитация по ИПРА и образование

Ребенок имеет право на обучение по общеобразовательным программам в образовательных организациях с двух месяцев, включая ребенка с инвалидностью. Если ребенку необходимы специальные условия обучения,  включая обучение по адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательной программе, то без заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) обеспечить потребности ребенка невозможно. Федеральный закон "Об образовании в РФ" определяет, что обучение по адаптированной образовательной программе возможно только на основании заключения ПМПК. 

Возникает вопрос, как на практике будет обеспечиваться психолого-педагогическая реабилитация ребенка с инвалидностью. С одной стороны, орган исполнительной власти в сфере образования должен на основании ИПРА разработать перечень мероприятий по психолого-педагогической реабилитации (напомним, что это описание условий для организации образования, психологическая помощь в образовательной организации) и указать их исполнителей (а это будут, исходя из формы ИПРА, образовательные организации), с другой стороны законодательство устанавливает, что условия для организации обучения и воспитания  для детей с ОВЗ определяет ПМПК и в образовательных организациях условия создаются в соответствии с заключением ПМПК.

Следуют вопросы:

- зачем обращаться в орган исполнительной власти в сфере образования за перечнем мероприятий по ИПРА, если у ребенка есть заключение ПМПК, которое в свою очередь является основанием для создания органами государственной власти необходимых условий для получения им образования (это норма Положения о ПМПК). Достаточно предъявить заключение ПМПК, чтобы органы определили, где и как реализовать рекомендации ПМПК;

- если у ребенка отсутствует заключение ПМПК, то при обращении в орган исполнительной власти в сфере образования для получения перечня мероприятий в соответствии с ИПРА и их исполнителей логично ожидать того, что органы запросят заключение ПМПК как единственного органа, который определяет потребность обучения ребенка по адаптированным для детей с ОВЗ образовательным программам, включая определение видов психологической помощи в процессе обучения.

Такое параллельное регулирование определения условий для образования вызывает некоторое непонимание. Что вовсе не создает препятствий для реализации прав ребенка на получение психолого-педагогической реабилитации. При возникновении любой проблемы с ее получением необходимо обращаться в орган исполнительной власти в сфере образования за содействием в реализации ИПРА в этой части или создании условий для обучения в соответствии с заключением ПМПК.

Мероприятия психолого-педагогической реабилитации

Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида

обращение в орган образования за перечнем мероприятий псих-пед реабилитации

Рекомендации по составлению ИПР ребенка-инвалида

Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013 N 1082

Федеральный закон об образовании

Положение о ПМПК