— Текст

— Пояснения к тексту

— Документы

— Блоки

О навигаторе

Сроки получения

Получение дошкольного образования, присмотр и уход в образовательной организации  обеспечивается воспитанникам в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте ( ст. 67 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Такие нормы предполагают, что и сроки получения дошкольного образования могут быть увеличены. Закон не определяет, чтó является основанием для продолжения в этом случае дошкольного образования. Однако, как следует из ч. 2 статьи 64 Федерального закона «Об образовании в РФ», задачей дошкольного образования является достижение ребенком уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения им образовательных программ начального общего образования. Таким образом, если ребенок к возрасту начала получения школьного образования не достиг такого уровня, то дошкольное образование может быть продолжено. Какие обосновывающие документы должны быть представлены учредителю дошкольного учреждения определяет сам учредитель. Где-то достаточно заключения психолога или врача, а где-то необходимо предъявить заключение ПМПК с соответствующей рекомендацией.

Критерии уровня развития ребенка, необходимого и достаточного для успешного освоения им образовательных программ начального общего образования, в правовых норматичных актах не определены. Но в этих целях можно использовать целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, установленные  федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования,  которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

О том, как продлить пребывание в детском саду, после достижения ребенком 8 лет, надо поинтересоваться в дошкольной организации заранее и подать соответствующее обращение. Если дошкольная организация не дает информации об этом, то необходимо обратиться в орган образования, который, как правило, выступает учредителем дошкольной организации. В спорных или неясных ситуациях целесообразно собрать заключения специалистов (педагогов, психологов, врачей) о необходимости продлить дошкольное образование и обратиться в ПМПК за соответствующим заключением.

Необходимо понимать, что даже если ПМПК выдала заключение о продлении дошкольного образования, оно не гарантирует, что ребенку будет предоставлено место в той же дошкольной организации, где он ранее занимался. В такой ситуации государство обеспечивает место в общем порядке, т.е. в той дошкольной организации, где будет свободное место.

Если не получается с официальным продлением дошкольного образования (с получением соответствующего заключения ПМПК) или не требуется место в дошкольной организации (родители готовы самостоятельно организовать дальнейшую дошкольную подготовку), то для обоснования отсрочки поступления ребенка в школу родители должны иметь заключения специалистов о такой необходимости. При этом ребенок должен проходить подготовку к школе в других формах (не в детском саду). Если у родителей отсутствуют заключения специалистов с рекомендациями о продлении дошкольного образования и ребенок не проходит подготовку к школе в той или иной форме, у уполномоченных органов возникнут вопросы к родителям ребенка. Нельзя забывать о том, что родители несут конституционную обязанность по обеспечению получения ребенком общего образования.

Вопрос, который волнует родителей детей, начинающих школьное обучение в возрасте старше 8 лет, - могут ли отказать в приеме в школу, вправе ли школа зачислить ребенка сразу во 2–3 класс в соответствии с возрастом.  Отказ в приеме в школу в возрасте старше 8 лет неправомерен, т.к. общее образование в РФ обязательное. Отказ должен быть обжалован в органе образования, а при необходимости в суде. Также ребенок не может начать обучение не с начала программы, т.е. он не может быть принят во 2 класс, если он не освоил программу 1 класса. Однако трудности с определением того, как ребенок будет обучаться, могут возникнуть, если разница в возрасте ребенка и первоклассников существенная и  имеются объективные сложности с адаптацией ребенка в классе. В таком случае образовательный процесс может быть организован по индивидуальному учебному плану. В исключительных случаях, если ребенок фактически освоил программу первого класса, то после подтверждения этого (прохождения аттестации) ребенок с согласия родителей может быть зачислен в следующий класс.

Важно: к образовательным отношениям, которые возникнут с 1 сентября 2016 года, будут применяться федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ и федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Так, например, федеральным государственным стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ предусмотрены дифференцированные сроки освоения адаптированных образовательных программ в рамках группы детей со сходными нарушениями развития: например, обучение по второму варианту стандарта начального образования детей с расстройствами аутистического спектра, получивших дошкольное образование, осуществляется за пять лет, а не получивших дошкольного образования - за шесть лет (подробнее см. "Сроки получения" школьного образования и "Виды образовательных программ..."). Таким образом, если в населенном пункте имеются школы, в которых предусмотрено обучение детей с расстройствами аутистического спектра, которым по заключению ПМПК рекомендовано обучение по второму варианту стандарта в течение шести лет как детей, не получивших дошкольного образования, необходимого для получения начального общего образования, – возможно, будет целеесообразнее не продлевать сроки освоения дошкольного образования, а начать обучение в таком классе. Информацию о наличии классов необходимо запросить в органе образования. Поскольку обучение по адаптированным образовательным программам возможно только на основании заключения ПМПК, то при наличии таких классов особо важно обратить внимание на подготовку к ПМПК. На рассмотрение ПМПК целесообразно представить рекомендации и заключения специалистов о том, что ребенок в процессе дошкольной подготовки не достиг уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения им образовательных программ начального общего образования, что обосновывает требование включения в заключение ПМПК рекомендации о более длительных сроках обучения по образовательной программе начального образования.

Назад

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 17 октября 2013 г. N 1155

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

...
Целевые ориентиры на этапе завершения
дошкольного образования:

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

 

Федеральный закон об образовании

продление дошкольного образования

Образовательный стандарт дошкольного образования

стандарт начального образования для лиц с ОВЗ

стандарт образования для детей с УО