— Текст

— Пояснения к тексту

— Документы

— Блоки

О навигаторе

Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ и их подбор

Слушайте также аудио-подкаст на эту тему!

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (статья 79 Федерального закона "Об образовании в РФ").

Составление рекомендаций по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования возложено государством на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

Основные требования к организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ установлены в "Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Приказ Минпросвещения РФ от 22.03.2021 N 115).

Существуют особенности организации специальных условий для разных групп обучающихся с ОВЗ при обучении

За создание специальных условий для получения образования плата в государственных и муниципальных образовательных организациях не взимается, это для семьи бесплатно. Обращаем внимание, что в специальные условия включены и коррекционные занятия. Коррекционные занятия являются составной частью образовательных программ при обучении ребенка с ОВЗ и плата за них также взиматься не может. Если школа требует для предоставления коррекционных услуг, включенных в образовательную программу, заключить договор о платных услугах, обращайтесь в орган образования для разрешения ситуации.

Услуги ассистента-помощника и тьютора

Как реализовать право на специальные условия для получения образования, указанные в заключении ПМПК

Минобрнауки России утвердило  Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.

 

Назад

Услуги ассистента-помощника и тьютора

Услуги тьютора и ассистента помощника указываются при потребности обучающегося в них в заключении ПМПК, а также они могут быть указаны в индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида (инвалида) (ИПРА) в разделе "Виды помощи, оказываемые ребенку-инвалиду в преодолении барьеров, мешающих получению им услуг на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур наравне с другими лицами, организациями, предоставляющими услуги населению".

При организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице:
тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 - 6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья (п. 38
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного Приказом Минпросвещения РФ от 28.08.2020 № 442).

Согласно письму Министерства просвещения РФ от 20.02.2019 г. № ТС-551/07 услуги тьютора или ассистента-помощника могут предоставляться при необходимости любому обучающемуся по решению психолого-медико-педагогического консилиума школы независимо от наличия заключения о потребности в таких услугах в заключении психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Услуги тьютора

Услуги ассистента-помощника

 

Федеральный закон об образовании

профстандарт ассистента-помощника

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи

заявление директору о выполнении ПМПК

заявление в орган образования о выполнении ПМПК

письмо Минпроса о сопровождении (тьютор, ассистент)

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования

Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с УО

Закрепление должности тьютора для работников общего образования

Закрепление должности тьютора для работников высшего и дополнительного профессионального образования

Положение о ПМПК

обращение, если орган образования предлагает устройство в дом для детей-инвалидов

Утверждение Единого квалификационного справочника должностей