— Текст

— Пояснения к тексту

— Документы

— Блоки

О навигаторе

Аттестация

Слушайте также аудио-подкасты на эту тему: часть 1 и часть 2!

Освоение образовательных программ общего образования завершается государственной итоговой аттестацией (ГИА).
ГИА регулируется 
Приказом Минпросвещения России N 189, Рособрнадзора N 1513 от 07.11.2018 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования"Приказом Минпросвещения России N 190, Рособрнадзора N 1512 от 07.11.2018 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования"

ГИА проводится для всех обучающихся в форме основного государственного экзамена (после 9 класса) - ОГЭ и единого государственного экзамена (после 11 класса) - ЕГЭ с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы (тестов).

Для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов ГИА после 9 класса проводится по выбору обучающихся в форме Основного Государственного Экзамена (ОГЭ для всех обучающихся) и в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ с использованием текстов, тем, заданий, билетов). Обучающиеся с ОВЗ и обучающиеся с инвалидностью вправе выбрать форму проведения ГИА: в форме ОГЭ или ГВЭ. При этом возможно сочетание: одни предметы в виде ОГЭ, другие в виде ГВЭ.

ГИА после 9 класса включает итоговое собеседование по русскому языку и 4 экзамена:

2 экзамена по обязательным предметам: по русскому языку и математике;

2 экзамена по выбранным обучаюшимися предметам: физика, химия, биология, литература, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, французский, немецкий и испанский), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Обучающийся с ОВЗ и ребенок-инвалид вправе сдавать только итоговое собеседование по русскому языку и  2 экзамена по обязательным предметам и не сдавать экзамены по выбранным предметам.

Выбранные формы проведения ГИА, предметы для экзамена указываются в заявлении, подаваемом в школу до 1 марта включительно.

К заявлению обучающиеся с ОВЗ прилагают копию рекомендаций ПМПК, а обучающиеся с инвалидностью - оригинал или заверенную копию справки об инвалидности. Обучающиеся с инвалидностью для создания отдельных специальных условий проведения экзамена представляют и копию рекомендаций ПМПК.

Специальные условия проведения экзаменов для обучающихся с ОВЗ и обучающихся с инвалидностью.

К ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат "зачет" за итоговое собеседование по русскому языку.

ГИА после 11 класса

Особенности итоговой аттестации обучающихся с умственной отсталостью, включая обучающихся с умственной отсталостью, которая может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести, – установлены Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Лицам, успешно прошедшим ГИА, выдается аттестат об основном общем образовании или аттестат о среднем общем образовании, подтверждающий получение соответствующего образования.

Лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении 

Лица, не прошедшие ГИА по образовательным программам основного общего образования, продолжают обучение в образовательной организации (повторно) или в семейной форме 

Назад

9 класс ГВЭ в форме сочинения/изложения/диктанта/устно

В соответствии с Методическими рекомендациями по формированию заключений психолого-медико-педагогических комиссий о создании специальных условий при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (Письмо Минпросвещения России от 25.02.2019 N 07-1267).

1. Обучающимся предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: изложение (сжатое) с творческим заданием или сочинение (100-ые и 400-ые номера вариантов).
2. Слепым обучающимся, слабовидящим и поздноослепшим обучающимся, владеющим шрифтом Брайля, предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: изложение (сжатое) с творческим заданием (600-ые номера вариантов) или сочинение (300-ые и 600-ые номера вариантов). ЭМ аналогичны тем, что разрабатываются для обучающихся без ОВЗ, но в текстах сведены к минимуму визуальные образы. ЭМ переведены на шрифт Брайля.
3. Глухие обучающиеся, участники ГИА с ЗПР, обучающиеся по адаптированным основным образовательным программам, с ТНР могут выбрать изложение (сжатое или подробное по выбору выпускника) с творческим заданием (500-ые номера вариантов) или сочинение (200-ые номера вариантов). ЭМ имеет ряд особенностей: допускаются тексты сюжетные и адаптированные с учетом категории экзаменуемых; предусмотрены особые критерии оценивания и инструкции к заданиям, отражающие специфику той или иной категории участников с ОВЗ.
При желании обучающегося с нарушенным слухом обеспечивается сурдоперевод текста изложения.
4. Для обучающихся с РАС предлагается диктант с особыми критериями оценивания (700-ые номера вариантов).
В зависимости от выбора формата ГВЭ по русскому языку и литеры должна быть реализована рассадка участников экзамена по аудиториям.

ГВЭ по русскому языку в форме сочинения:

Комплект тем сочинений содержит четыре темы разной проблематики, сгруппированные в соответствии с определенной структурой, инструкции для обучающегося.

ГВЭ по русскому языку в форме изложения:

Задание предполагает написание сжатого изложения по прослушанному тексту, творческое задание. Текст для изложения представляет собой фрагмент статьи, очерка, рассказа философской, социальной, нравственной проблематики. Текст рассматривается как стимул для написания сочинения-рассуждения.
Творческое задание формулируется в виде вопроса, связанного с проблематикой текста. Творческое задание должно быть прочитано и записано на доске (или распечатано для каждого участника экзамена).
В качестве организатора проведения экзамена в форме изложения с творческим заданием привлекается специалист (например, учитель начальных классов), владеющий методикой проведения экзамена в форме изложения. Не допускается привлекать к проведению экзамена в форме изложения ГВЭ-9 по русскому языку специалиста по этому учебному предмету, а также специалиста, преподававшего данный предмет у данных обучающихся.
Предложенный для изложения текст читается организатором в аудитории три раза. Интервал между прочтениями - 2 - 3 минуты. В это время участники могут работать с черновиками.
Слабослышащим и позднооглохшим обучающимся, глухим обучающимся, участникам ГИА с ЗПР, обучающимся по адаптированным основным образовательным программам, с ТНР после второго чтения текста участникам предоставляется текст изложения для чтения и проведения подготовительной работы на 40 минут. В это время участники могут работать с черновиками, выписывая ключевые слова, составляя план изложения. По истечении 40 минут организатор в аудитории забирает текст изложения и обучающиеся приступают к написанию изложения.

ГВЭ по русскому языку в форме диктанта:

ГВЭ по русскому языку для обучающихся с РАС может проводиться в форме диктанта. Объем слов для диктанта - 200 - 220 слов.

 

 

Продолжение обучения, если обучающийся не прошел итоговую аттестацию

Аттестация в форме выпускного экзамена

ЭМ по категориям участников ГВЭ

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 г. N 1897

стандарт среднего образования (10-11 классы)

Методические рекомендации по формированию заключений психолого-медико-педагогических комиссий о создании специальных условий при проведении ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования

стандарт образования для детей с УО

аттестация обучающихся с умственной отсталостью

свидетельство об обучении УО

Формы ГВЭ 11 класс

Формы ГВЭ 9 класс

Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования

Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования

Особые условия проведения ГИА для отдельных лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов