— Текст

— Пояснения к тексту

— Документы

— Блоки

О навигаторе

Недееспособность

Слушайте также аудио-подкаст на эту тему!

Особенности правового статуса гражданина,

признанного недееспособным

Институт "недееспособности" существует у нас давно, еще с советских времен. Граждане признаются недееспособными в судебном порядке, поскольку, с точки зрения закона, они "не способны понимать значение своих действий и руководить ими". Как следствие, признается, что такой человек не способен выступать самостоятельной стороной в гражданском обороте, не способен заключать сделки (в том числе, напимер, купить в киоске булочку, доехать на общественном транспорте до колледжа, организовать досуг, без сопровождения выйти из дому); не способен отвечать за свои действия.

В этом случае он не несет ответственности и не имеет прав, они с него снимаются. Ему назначается опекун, который представляет его во всех гражданских правоотношениях (в том числе, заключает за него сделки), защищает его права, отстаивает его интересы перед третьими лицами и перед государством.

Последствия для жизни человека, признанного недееспособным, таковы:

  • Гражданин теряет право совершить сделку (по заявлению опекуна она может быть признана ничтожной), любая сделка от его имени совершается опекуном.
  • Защитить свои интересы самостоятельно гражданину крайне сложно: он не может подписать доверенность на представительство своих интересов в суде адвокатом или другим лицом - не опекуном; он может только сообщить об этом устно в предварительном заседании суда. Тем не менее, есть случаи, когда обращаться в суд может и сам недееспособный гражданин, даже без согласия опекуна.

Новации Гражданского кодекса: учет мнения подопечного

Казалось бы, закон ставит человека с таким статусом в полную зависимость от опекуна. Однако с марта 2015 года права и обязанности опекуна в принятии решений "за подопечного" существенно изменились. Отныне опекун, принимая любые решения в отношени подопечного "за подопечного", обязан делать это, учитывая мнение (а в случае распоряжения имуществом  - основываясь на мнении) подопечного, а при невозможности установления его мнения - с учетом информации о его предпочтениях, полученной от родителей такого гражданина, его прежних опекунов, иных лиц, оказывавших такому гражданину услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности (п. 2 ст. 29; абз. 4 п. 3 ст. 36; п. 4. ст. 37 ГК).

Это означает, что совершая сделки и принимая иные решения даже "в интересах подопечного", опекун обязан предъявить, что:

- было исследовано и установлено мнение подопечного;

- решение опекуна согласуется с мнением подопечного;

- в случае если решение противоречит мнению и желаниям подопечного - привести убедительное обоснование необходимости принятия решения вразрез с мнением подопечного - в соответствии с интересами подопечного.

Надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляют (п. 3 ст. 34 ГК) органы опеки и попечительства. В соответствии с содержанием норм об учете мнения подопечного, орган опеки, давая согласие на совершение опекуном сделок от имени своего подопечного или проверяя отчеты опекуна об управлении его имуществом,  должен выяснять интересы и предпочтения гражданина, признанного недееспособным или ограниченного в дееспособности, поскольку только на основании сопоставления интересов подопечного и действий опекуна можно оценить соответствие решения опекуна интересам подопечного и сделать тем самым вывод о надлежащем исполнении опекуном своих обязанностей. Это правило полностью применимо и к осуществлению опекунских обязанностей администрацией организации социального обслуживания или медицинской организации, выполняющей для данного гражданина опекунские функции.

Развитие норм ГК об «учете мнения» в профильном законодательстве:
добровольность получения социальных услуг

1 января 2015 года вступил в силу новый Закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (№ 442-ФЗ)

В новом законе впервые установлен добровольный порядок осуществления социального обслуживания и предоставления социальных услуг.

Вопрос о предоставлении социального обслуживания рассматривается уполномоченным органом по личному обращению гражданина или по обращению иных органов, организаций и граждан. Существенно, что на обращение от любого лица должна последовать реакция – проверка информации, предложение помощи в случае явной в ней нуждаемости, оказание помощи с согласия нуждающегося в ней гражданина. Независимо от того, кто именно обратился по поводу социального обслуживания, согласие самого гражданина обязательно. Закон не рассматривает ситуаций «принудительной помощи» в сфере социального обслуживания.

Новации Гражданского кодекса:  развитие способности «понимать и руководить»

Новации Гражданского кодекса, вступившие в силу с марта 2015 года, кардинально повысили ответственность опекунов и попечителей. Отныне опекуны и попечители обязаны заботиться о развитии (восстановлении) способности гражданина, дееспособность которого ограничена вследствие психического расстройства, или гражданина, признанного недееспособным, понимать значение своих действий или руководить ими (абз. 3 п. 3 ст. 36 ГК). В случае развития такой способности у гражданина, признанного ранее недееспособным, его правовой статус может быть пересмотрен, и при наличии оснований он может быть признан ограниченно дееспособным вследствие психического расстройства – а это значительно менее ограничительный статус, чем "недееспособность", в этом случае над гражданином устанавливается попечительство, а не опека. Напомним, что до введения в действие новаций ГК на изменение статуса мог рассчитывать человек с психическим расстройством, лишь полностью восстановивший способность понимать значение своих действий или руководить ими – тогда рассматривался вопрос о восстановлении дееспособности.

Понятно, что развитие способности «понимать и руководить» – гораздо более вероятная и часто встречающаяся ситуация, чем полное восстановление такой способности. Естественно, случаи восстановления дееспособности ("возврата из недееспособности") в практике исчислялись единицами; иногда это удавалось сделать лишь после рассмотрения вопроса вЕвропейском суде по правам человека.

Указанная новелла отражает понимание того, что дееспособность человека не является неизменной, она может изменяться и требует периодической оценки. Закон не определяет того, каким образом осуществляется забота о развитии или восстановлении дееспособности подопечного, однако ее целью, исходя из указанного Конвенцией принципа минимального ограничения дееспособности гражданина, должно быть расширение самостоятельности подопечного, то есть отмена ограничения в дееспособности - признание дееспособным либо ограничение в дееспособности как менее ограничительная альтернатива недееспособности.

Представляется, в связи с этим, что рекомендации по восстановлению (приобретению) самостоятельности должны содержаться в индивидуальной программе реабилитации инвалида (ИПР), разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы, а также в индивидуальной программе предоставления социальных услуг (ИППСУ). Внесение таких рекомендаций в соответствующие документы, а также соответствующая помощь государства в их реализации - должны быть предметом заботы опекуна, добросовестно выполняющего свои обязанности и функции, независимо от того, является ли опекун физическим лицом либо опекунские функции выполняет организация.

Органы опеки и попечительства, в свою очередь, отныне должны следить (оценивать), осуществляет ли опекун (попечитель) заботу о развитии или восстановлении дееспособности своего подопечного – то есть, в конечном итоге, надлежащим ли образом опекун (попечитель) осуществляет свои полномочия. Представляется, что соответствующие сведения должны сообщаться опекуном в своем ежегодном отчете, для чего, по-видимому, будут внесены соответствующие изменения в форму такого отчета.

Действия, которые необходимо  предпринять для оформления недееспособности, описаны в  Обращение в суд о признании гражданина недееспособным.

 

Назад

Семейное право и недееспособность

 

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 14. Обстоятельства, препятствующие заключению брака

Не допускается заключение брака между:

лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Статья 15. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак

1. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак, а также консультирование по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи проводятся учреждениями государственной и муниципальной системы здравоохранения по месту их жительства бесплатно и только с согласия лиц, вступающих в брак.

2. Результаты обследования лица, вступающего в брак, составляют медицинскую тайну (статья 13 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ") и могут быть сообщены лицу, с которым оно намерено заключить брак, только с согласия лица, прошедшего обследование.

3. Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, последнее вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным (статьи 27 - 30 настоящего Кодекса).

Статья 16. Основания для прекращения брака

2. Брак может быть прекращен путем его расторжения по заявлению одного или обоих супругов, а также по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным.

Статья 19. Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния

2. Расторжение брака по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей производится в органах записи актов гражданского состояния, если другой супруг:
признан судом безвестно отсутствующим;
признан судом недееспособным;
осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.

Статья 20. Рассмотрение споров, возникающих между супругами при расторжении брака в органах записи актов гражданского состояния

Споры о разделе общего имущества супругов, выплате средств на содержание нуждающегося нетрудоспособного супруга, а также споры о детях, возникающие между супругами, один из которых признан судом недееспособным или осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет (пункт 2 статьи 19 настоящего Кодекса), рассматриваются в судебном порядке независимо от расторжения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Статья 28. Лица, имеющие право требовать признания брака недействительным

1. Требовать признания брака недействительным вправе:

супруг, не знавший о наличии обстоятельств, препятствующих заключению брака, опекун супруга, признанного недееспособным, супруг по предыдущему нерасторгнутому браку, другие лица, права которых нарушены заключением брака, произведенного с нарушением требований статьи 14 настоящего Кодекса, а также орган опеки и попечительства и прокурор;

Статья 48. Установление происхождения ребенка

3. Отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, устанавливается путем подачи в орган записи актов гражданского состояния совместного заявления отцом и матерью ребенка; в случае смерти матери, признания ее недееспособной, невозможности установления места нахождения матери или в случае лишения ее родительских прав - по заявлению отца ребенка с согласия органа опеки и попечительства, при отсутствии такого согласия - по решению суда.

4. Установление отцовства в отношении лица, достигшего возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), допускается только с его согласия, а если оно признано недееспособным, - с согласия его опекуна или органа опеки и попечительства.

Статья 52. Оспаривание отцовства (материнства)

1. Запись родителей в книге записей рождений, произведенная в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 51 настоящего Кодекса, может быть оспорена только в судебном порядке по требованию лица, записанного в качестве отца или матери ребенка, либо лица, фактически являющегося отцом или матерью ребенка, а также самого ребенка по достижении им совершеннолетия, опекуна (попечителя) ребенка, опекуна родителя, признанного судом недееспособным.

Статья 59. Изменение имени и фамилии ребенка

2. Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя. Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка.

Статья 99. Заключение соглашения об уплате алиментов

Соглашение об уплате алиментов (размере, условиях и порядке выплаты алиментов) заключается между лицом, обязанным уплачивать алименты, и их получателем, а при недееспособности лица, обязанного уплачивать алименты, и (или) получателя алиментов - между законными представителями этих лиц. Не полностью дееспособные лица заключают соглашение об уплате алиментов с согласия их законных представителей.

Статья 102. Признание недействительным соглашения об уплате алиментов, нарушающего интересы получателя алиментов

Если предусмотренные соглашением об уплате алиментов условия предоставления содержания несовершеннолетнему ребенку или совершеннолетнему недееспособному члену семьи существенно нарушают их интересы, в частности в случае несоблюдения требований пункта 2 статьи 103 настоящего Кодекса, такое соглашение может быть признано недействительным в судебном порядке по требованию законного представителя несовершеннолетнего ребенка или совершеннолетнего недееспособного члена семьи, а также органа опеки и попечительства или прокурора.

Статья 121. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

1. Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Статья 127. Лица, имеющие право быть усыновителями

1. Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

Статья 130. Усыновление ребенка без согласия родителей

Не требуется согласие родителей ребенка на его усыновление в случаях, если они:

признаны судом недееспособными...

Статья 144. Недопустимость отмены усыновления по достижении усыновленным ребенком совершеннолетия

Отмена усыновления ребенка не допускается, если к моменту предъявления требования об отмене усыновления усыновленный ребенок достиг совершеннолетия, за исключением случаев, когда на такую отмену имеется взаимное согласие усыновителя и усыновленного ребенка, а также родителей усыновленного ребенка, если они живы, не лишены родительских прав или не признаны судом недееспособными.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ

Гражданский кодекс РФ - новации по опеке и попечительству

Заявление о признании гражданина недееспособным

Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.95 N 223-ФЗ

ФЗ об основах охраны здоровья

Трудовой Кодекс Российской Федерации

Верховный суд РФ о заключении трудового договора с недееспособным

Гражданский кодекс РФ часть 1 от 30.11.94 N 51-ФЗ

ФЗ о психиатрической помощи (ред. от 04.08.2023г.)

Федеральный закон от 30.12.2012 г. № 302-ФЗ

Федеральный Закон об основах социального обслуживания граждан в РФ № 442-ФЗ

Решение ЕСПЧ по делу Штукатурова

Конвенция ООН о правах инвалидов