Выдача паспорта на руки недееспособному человеку
Правила, касающиеся документов недееспособного человека, установлены в Постановлении Правительства РФ от 17.11.2010 N 927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан». В этом документе указано:
«...При помещении совершеннолетнего подопечного под надзор в организацию социального обслуживания» орган опеки и попечительства передает документы, хранящиеся в личном деле совершеннолетнего подопечного, по описи сотруднику интерната (п. 12 раздела «Правила ведения личных дел…»).
Из текста нормативного документа (п. 2 «Правил ведения личных дел…») получается, что в личном деле хранится паспорт недееспособного, то есть паспорт тоже передается на хранение сотруднику интерната. В п. 18 указано, что паспорт выдается «по завершении пребывания совершеннолетнего подопечного в организации социального обслуживания <…> при признании совершеннолетнего подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или не полностью дееспособным».
В правилах выдачи и замены паспортов (Приказ ФМС России от от 16 ноября 2020 г. N 773 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации») есть нормы о том, что действия, связанные с паспортом недееспособного человека, совершает опекун:
«2. Заявителями являются граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста, или законные представители признанных в установленном порядке недееспособными граждан Российской Федерации, обратившиеся с заявлением о выдаче (замене) паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (приложение N 1 к Административному регламенту).».
Таким образом, интернат, исполняя обязанности опекуна, хранит паспорт и другие документы недееспособного человека.
Если паспорт необходим подопечному для самостоятельной реализации каких-либо прав (для составления обращения в органы государственной власти, для обращения к адвокату, в других случаях), то нужно обратиться к сотрудникам ПНИ с заявлением, лучше письменным заявлением, о выдаче паспорта. В заявлении нужно написать, для чего именно нужен паспорт. Сотрудники ПНИ должны оказать содействие недееспособному человеку в реализации тех прав, для которых ему нужен паспорт. Если сотрудники интерната отказываются выдавать паспорт и из-за этого недееспособный человек не может, например, обратиться к адвокату, чтобы попытаться восстановить дееспособность, то такие действия сотрудников ПНИ будут необоснованными и незаконными.
То есть паспорт недееспособного человека в ПНИ находится в личном деле у сотрудников интерната, получить его можно попытаться только для конкретного случая, когда паспорт необходим, потом паспорт нужно вернуть в личное дело.