— Текст

— Пояснения к тексту

— Документы

— Блоки

О навигаторе

Условия жизни в ПНИ

Часто приходится защищать права людей с особыми нуждами, проживающих в ПНИ, в следующих ситуациях:

Назад

О курении и хранении табачных изделий

«Проблема курения» решается администраторами ПНИ в различных формах. Основные из них следующие:

  • угроза помещения в «закрытое отделение»;
  • изъятие у проживающих табачных изделий;
  • ограничение времени и места курения;
  • запрет (ограничение) для посетителей ПНИ передавать для проживающих табачные изделия.

Угроза помещения в «закрытое отделение»

Подобные высказывания сотрудников учреждения являются незаконными, поскольку запрещены любые виды наказаний в отношении получателей социальных услуг, а также угрозы применения таких наказаний. Кроме того, существование «закрытых отделений» является отдельным нарушением, поскольку учреждение не имеет права ограничивать право на свободу перемещения получателей социальных услуг. Можно составить письменное обращение (в том числе коллективное) в связи с незаконным высказыванием сотрудника учреждения, нарушающим положения ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (в части права получателей услуг на уважительное и гуманное отношение, ст. 9, и запрета поставщикам социального обслуживания ограничивать права получателей услуг, ч. 2 ст. 12). Такое обращение можно направить директору или сразу в Департамент труда и социальной защиты населения.

Что касается курения, то должны быть организованы специально оборудованные места для курения, к которым должен быть доступ у получателей услуг. Но, в любом случае, учреждение не имеет права привлекать к ответственности получателей услуг или угрожать каким-либо наказанием, в том числе за курение.

Изъятие у проживающих табачных изделий

У администрации ПНИ нет полномочий по изъятию личных вещей проживающих, в том числе, и сигарет. Изделия табакокурения в настоящее время не являются запрещенными предметами, участвуют в гражданском обороте (продаются с учетом законодательных требований и возрастных ограничений). Соответственно, сигареты могут находиться в собственности граждан, в том числе, и проживающих в ПНИ. Изъятие предметов, находящихся в собственности, возможно только в специально установленных законом случаях и порядке, должностными лицами и государственными органами, обладающими специальными полномочиями для этого (например, конфискация орудия совершения правонарушения по КоАП).

Ст. 6.24 
КоАП («Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах») предусматривает наказание в виде штрафа, но привлекать к ответственности имеют право только те органы и должностные лица, которые указаны в КоАП (например, сотрудники полиции). Сотрудники ПНИ не входят в число должностных лиц, которые могут привлекать к административной ответственности, в том числе, за нарушение правил курения табака и, тем более, изымать сигареты.

Таким образом, если сотрудники ПНИ изымают личные вещи (в том числе, сигареты), то они нарушают, тем самым, право собственности (тем более, когда личные вещи затем не возвращаются их владельцам) проживающих и право на личные вещи и их сохранность.

Чтобы защитить свои права в такой ситуации, можно предпринять следующие действия:

– обратиться к сотрудникам учреждения за разъяснениями нормативных оснований изъятия личных вещей (лучше всего письменными, хотя, вероятнее всего, сотрудники откажутся давать письменные подтверждения изъятия вещей);
– в случае получения обоснования нужно проверить, действительно ли то, на что ссылаются сотрудники ПНИ, применимо к конкретной ситуации, не противоречит ли это действующему законодательству (например, если ПНИ ссылается на свои «Правила внутреннего распорядка» – то, вполне возможно, эти правила, принятые давно, уже устарели и не соответствуют современному законодательству в сфере социального обслуживания);
– если нет правового основания, либо сотрудники вообще отказываются обосновывать свои действия, то можно обращаться с жалобами на действия сотрудников ПНИ в государственные органы (например, подавать жалобу к учредителю ПНИ, в прокуратуру) или в суд.

Ограничение времени и места курения

Некоторые органы власти и стационарные учреждения социального обслуживания толкуют ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака и или потребления никотинсодержащей продукции» как запрещающий курить во всех помещениях и на территории учреждений (в этом ФЗ, действительно, есть норма о запрете курения табака в помещениях «социальных служб», что некоторые ПНИ истолковали как запрет на курение везде в интернате, в том числе, на улице). 

Тем не менее, представляется, что полный запрет курения в ПНИ является необоснованным ограничением, особенно для тех проживающих в интернатах граждан, которые, по тем или иным причинам, не могут регулярно выходить за пределы интерната. Некоторые проживающие в ПНИ, которым запретили курить, жаловались на ухудшение физического и психического состояния в связи с резким принудительным отказом от многолетней привычки к курению. Поэтому наиболее правильной, учитывающей и противопожарные нормы, и интересы проживающих в ПНИ граждан, можно признать позицию тех интернатов, в которых выделяются специально оборудованные места для курения – из тех помещений, которые не относятся к медицинским и помещениям социальных служб. В таких местах можно предусмотреть организационные меры и оборудования как для защиты от пожара, так и для защиты некурящих граждан от воздействия табачного дыма (пожарная сигнализация, вентиляция и т.д.). 

Запрет (ограничение) для посетителей передавать проживающим в ПНИ табачные изделия

Такие меры выражаются не только в отказе принимать для передачи табачные изделия, но сопровождаются нередко «оргвыводами»: устанавливается запрет на посещение конкретными лицами, осмотр содержимого сумок для передачи, ведение журнала, описывающего их содержимое, и т.п.

Получатели социальных услуг в стационарных учреждениях социального обслуживания имеют право принимать родственников и друзей, это право специально закреплено в ст. 9 ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в РФ" (п. 8). Для поставщиков социальных услуг установлена соответствующая обязанность обеспечивать такую возможность (п. 11) ч. 1 ст. 12 ФЗ). В Законе города Москвы "О социальном обслуживании населения и социальной помощи в городе Москве" также сформулирована эта обязанность организаций стационарного обслуживания, в том числе, ПНИ: "Администрация организации стационарного социального обслуживания обеспечивает возможность свободного посещения граждан пожилого возраста и инвалидов – получателей социальных услуг указанных организаций их законными представителями, родственниками, священнослужителями и другими лицами, с которыми они желают встретиться, как в выходные, так и в рабочие дни в соответствии с распорядком работы организации". При этом нет ограничений на количество посещений. Соотнесение с распорядком организации также не должно приводить к необоснованным ограничениям (например, разумным будет запрет на посещение во время, когда по распорядку предусмотрен ночной отдых, но не ограничение посещений только определенными днями недели). Если ведется журнал посещений, то, в любом случае, он не должен ограничивать право проживающего в интернате принимать тех людей, с которыми он хочет общаться.

Что касается "предъявления для осмотра" сумок посетителей, то, конечно, у администрации интерната нет никаких полномочий требовать этого.

Вообще, такие действия, как личный досмотр и досмотр вещей граждан имеют право проводить только сотрудники правоохранительных органов (в отношении сотрудников полиции такое право закреплено в ст. 13 ФЗ "О полиции"). Сотрудники учреждения, а также охранники (в случае, если они привлекаются для обеспечения безопасности учреждения), такого права не имеют.

Кроме того, в интернате не может устанавливаться какой-либо список "запрещенных" продуктов или предметов, поэтому просить посетителей предъявить вещи для этих целей сотрудники интерната также не имеют оснований. Даже если проживающему в интернате человеку врачами рекомендовано диетическое питание, то это не является основанием для запрета тех или иных продуктов: соблюдение рекомендаций врачей является добровольным делом. Также и передача сигарет не является нарушением (подробное обоснование – в ответе в этой теме "Изъятие изделий табакокурения"). Поскольку у администрации нет права на досмотр личных вещей, то и ведение каких-либо списков переданных вещей и продуктов не имеет правового основания.

Таким образом, в случае, если сотрудники ПНИ требуют предъявить для досмотра личные вещи посетителей, то посетителям нужно отказываться, ссылаясь на отсутствие у сотрудников учреждения полномочий на проведение досмотра личных вещей. Если в связи с этим посетителям будет отказано в посещении, то это будет нарушением права проживающего в интернате получателя социальных услуг на свободное посещение родственниками и друзьями. В этом случае проживающему в интернате человеку, к которому не пустили посетителей, нужно обратиться с жалобой на нарушение п. 8) ст. 9 ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в РФ", а также Закона Москвы "О социальном обслуживании населения и социальной помощи в городе Москве" в Департамент социальной защиты населения города Москвы и в прокуратуру. Посетитель, которому было отказано в посещении, может обратиться с жалобой на действия сотрудников учреждения (в части требований досмотра вещей), а также с сообщением о нарушении прав проживающего в ПНИ гражданина на свободное посещение.

О социальном обслуживании граждан в городе Москве

СП_256.1325800.2016 Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа

Стандарты социальных услуг в Москве

СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг"

Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации

Правила организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений

ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

О Примерном положении и примерных правилах внутреннего распорядка специального дома-интерната»

Кодекс города Москвы об административных правонарушениях

Кодекс РФ об административных правонарушениях

ФЗ об основах охраны здоровья

О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве

ФЗ о психиатрической помощи (ред. от 04.08.2023г.)

Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

Конституция РФ статьи 23, 24, 25, 27, 29, 35

Гражданский кодекс РФ - новации по опеке и попечительству

Временные правила содержания собак и кошек в г. Москве»

Федеральный Закон об основах социального обслуживания граждан в РФ № 442-ФЗ

Основы жилищной политики города Москвы

ФЗ "О полиции"

Гражданский кодекс РФ часть 2 от 26.01.96 N 14-ФЗ