— Текст

— Пояснения к тексту

— Документы

— Блоки

О навигаторе

Гос. помощь ребенку без инвалидности

Если, хорошенько подумав, мы решаем не оформлять инвалидность или ее установление затруднено, мы должны знать, какую помощь предоставляет государство особому ребенку независимо от того, имеет ли он статус ребенка-инвалида.

Справедливо считая, что любой ребенок «с ограниченными возможностями здоровья» находится
 «в трудной жизненной ситуации», государство гарантирует ему следующую помощь:

1. В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "
Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", детям-инвалидам и их семьям оказывается бесплатное социальное обслуживание в системе социального обслуживания при признании их нуждающимся в социальном обслуживании. К таким основаниям, в частности относятся: наличие в семье ребенка-инвалида, нуждающегося в постоянном постороннем уходе, наличие ребенка, испытывающего трудности в социальной адаптации, отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за ребенком и др. (ст. 15)

Социальное обслуживание подразумевает оказание социальных услуг. Такими услугами являются:
1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

8) срочные социальные услуги.

Полный перечень социальных услуг по формам социального обслуживания утверждается каждым регионом РФ самостоятельно, но при учете рекомендаций Минтруда в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.11.2014 N 1236 "Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг"

Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление законного представителя ребенка, либо органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения в учреждения социального обслуживания или в органы социальной защиты населения.

По результатам рассмотрения заявления составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению.

Порядок предоставления бесплатного социального обслуживания определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации

Например,

В Москве - это Приложение №1 Порядок предоставления гражданам социальных услуг в городе Москве Постановления Правительства Москвы от 26.12.2014 N 829-ПП "О социальном обслуживании граждан в городе Москве";

В Санкт-Петербурге -  это Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2014 N 1283 "Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Санкт-Петербурге".

Каждый регион утверждает свой территориальный перечень социальных услуг, предоставление которых гарантируется в регионе за счет средств бюджета региона

Например,

В Москве - это Приложение №2 Состав социальных услуг и требования к стандартам социальных услуг Постановления Правительства Москвы от 26.12.2014 N 829-ПП "О социальном обслуживании граждан в городе Москве";

В Санкт-Петербурге -  это Приложение 1. Перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Санкт-Петербурге Закона Санкт-Петербурга от 26.12.2014 N 717-135 "О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге"

Социальное обслуживание граждан в РФ является расходным обязательством регионов.

2. В соответствии с Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее - малоимущие граждане) имеют право получить бесплатную юридическую помощь в виде:

1) правового консультирования в устной и письменной форме;

2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

3) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Круг вопросов, по которым оказывается бесплатная юридическая помощь указан в ч.2 и 3 с. 20 Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"

 

3. В различных регионах принимаются нормативные акты, предоставляющие особому ребенку, не имеющему статуса ребенка-инвалида, помощь, дополнительную к определяемой нормативными актами. К примеру, в городе Москве помощь ребенку с особенностями развития, не имеющему статуса «ребенок-инвалид», а именно: лицу, не признанному в установленном порядке ребенком-инвалидом, но имеющему временные или постоянные ограничения жизнедеятельности и нуждающемуся в мерах социальной поддержки (под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться, заниматься трудовой деятельностью — при отсутствии мер специальной поддержки!), предоставляется в соответствии с Законом города Москвы от 26 октября 2005 года № 55 «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве».

Для получения социальной помощисобираем рекомендации специалистов точно так же, как и для включения в индивидуальную программу реабилитации при оформлении инвалидности. Далее обращаемся в выбранную нами государственную реабилитационную организацию для получения в ней ребенком реабилитационных услуг либо в Департамент социальной защиты города для обеспечения ребенку предоставления реабилитационных услуг или технического средства реабилитации. При устройстве такого ребенка в реабилитационную организацию или получении технического средства реабилитации в соответствии с упомянутым Законом города Москвы действуют те же рекомендации, что и в аналогичных ситуациях при исполнении индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида (см. «Реализация ИПРА»). В ситуациях, когда реабилитационная организация отказывается принимать ребенка либо реабилитационные услуги предоставляются в объеме или качестве, не соответствующем рекомендациям специалистов, необходимо обращаться в письменном виде в Департамент социальной защиты населения города Москвы, Департамент образования Города Москвы (в зависимости от подведомственности реабилитационной организации) с просьбой обеспечить услуги в необходимых объеме и качестве со ссылкой на указанный выше Закон.
 
Реабилитационные услуги могут быть получены в негосударственной реабилитационной организации или у индивидуального предпринимателя   с полным или частичным освобождением от оплаты услуг. В этом случае ребенок, которому такие услуги были предоставлены, получает в соответствии с Налоговым кодексрм РФ 
доход в натуральной форме, на который должен быть уплачен налог на доходы физических лиц.

Назад

Система социального обслуживания

Система социального обслуживания включает в себя (статья 5 Федерального Закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"):

1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти);
2) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление предусмотренных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере социального обслуживания (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации);
3) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти;
4) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации (далее - организации социального обслуживания субъекта Российской Федерации);
5) негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги;
6) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание.

 

Основными поставщиками социальных услуг, являются организации социального обслуживания

Организациями социального обслуживания являются организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, стационарное социальное обслуживание. 

На федеральном уровне утверждена примерная номенклатура организаций социального обслуживания, в соответствии с которой, затем, региональные власти, утверждают свою

В соответствии с Приказом Минтруда РФ от 17.12.2020 N 918Н Об утверждении примерной номенклатуры организаций социального обслуживания:

1) дом-интернат для престарелых, инвалидов, молодых инвалидов, детей-инвалидов, ветеранов войны и труда;

2) дом-интернат, в том числе детский, предназначенный для граждан, имеющих психические расстройства;

3) специальный дом-интернат, в том числе для престарелых;

4) дом социального обслуживания, в том числе детский;

5) дом ночного пребывания;

6) центр социального обслуживания;

7) социальная гостиница;

8) социальный приют, в том числе для детей;

9) центр социальной адаптации, в том числе для лиц без определенного места жительства и занятий;

10) социально-реабилитационный центр, в том числе для детей;

11) кризисный центр для женщин и мужчин, в том числе с детьми;

12) центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

13) иные организации, осуществляющие стационарное социальное обслуживание, полустационарное социальное обслуживание, социальное обслуживание на дому и срочное социальное обслуживание.

 

Примерный перечень социальных услуг по видам социальных услуг

Извлечения из Закона города Москвы от 26 октября 2005 года №55

Федеральный Закон об основах социального обслуживания граждан в РФ № 442-ФЗ

Порядок предоставления социальных услуг в Москве

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2014 N 1283 "Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Санкт-Петербурге".

Приложение 2 к Постановлению Правительства Москвы от 26.12.2014 №829-ПП.docx

Приложение 1 к Закону Санкт-Петербурга "О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге" от 24 декабря 2014 года N 717-135

Об утверждении примерной номенклатуры организаций социального обслуживания

ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка"