— Текст

— Пояснения к тексту

— Документы

— Блоки

О навигаторе

Свобода передвижения, режим посещений, временный отпуск

Получатели социальных услуг, проживающие в интернате, не могут быть ограничены в своём праве на передвижение. Право на свободу передвижения является конституционным правом (ст. 27 Конституции РФ) и не может быть ограничено администрацией интерната или сотрудниками частной охранной организации. Однако, на практике это право нарушается в различных формах:

 

 

Назад

Пропускной режим в ПНИ

Встречается два вида злоупотреблений пропускным режимом в ПНИ: в отношении посетителей и в отношении проживающих.

Обе ситуации  описаны в одном и том же законе..

Если администрация  интерната в целях обеспечения безопасности получателей социальных услуг привлекла частное охранное предприятие, то применим Закон РФ от 11.03.1992 №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», определяющий понятие «пропускной режим» – «порядок, устанавливаемый клиентом или заказчиком, не противоречащий законодательству Российской Федерации, доведенный до сведения персонала и посетителей объектов охраны и обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на объекты охраны (с объектов охраны)».

Для обеспечения пропускного режима Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»» (ст. 12.1) наделяет сотрудников охранной организации правами по обеспечению пропускного режима:

«В соответствии с договором на оказание охранных услуг… частные охранники при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов в пределах объекта охраны, а также при транспортировке охраняемых грузов, денежных средств и иного имущества имеют право:

1) требовать от персонала и посетителей объектов охраны соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов. Правила соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов, устанавливаемые клиентом или заказчиком, не должны противоречить законодательству Российской Федерации;

2) осуществлять допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим, при предъявлении ими документов, дающих право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества на объекты охраны (с объектов охраны)…».

 

Кроме того, права и обязанности охранников должны быть также определены в договоре и в должностных инструкциях охранников. По п. 3 ст. 12 того же Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»: «В случае оказания охранных услуг с использованием видеонаблюдения, а также оказания охранных услуг в виде обеспечения внутриобъектового и (или) пропускного режимов персонал и посетители объекта охраны должны быть проинформированы об этом посредством размещения соответствующей информации в местах, обеспечивающих гарантированную видимость в дневное и ночное время, до входа на охраняемую территориюТакая информация должна содержать сведения об условиях внутриобъектового и пропускного режимов».

Условия пропускного режима в ПНИ должны быть доведены до сведения всех получателей социальных услуг и посетителей – информация об этом должна быть размещена у входа в ПНИ. В том числе – и информация о правах охранников в случае вноса имущества.

Особо отмечено, что «частные охранники при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов обязаны соблюдать конституционные права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы физических и юридических лиц» (ст. 12.1 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»).

Важно понимать, что частные охранники не имеют полномочий ограничивать права проживающих в ПНИ граждан, в том числе, по распоряжению заказчика (администрации ПНИ). За превышение своих полномочий и нарушение прав граждан частный охранник может нести, помимо административной ответственности и аннулирования лицензии, уголовную ответственность по ст. 203 УК РФ «Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей».

В случае злостного нарушения прав со стороны сотрудников охранной организации нужно обращаться в прокуратуру с жалобой на нарушения и требованием провести проверку и привлечь к ответственности за нарушение прав граждан при осуществлении охранной деятельности.

Допуск внешних посетителей в ПНИ не может ограничиваться в том случае, если это посетители проживающих в ПНИ граждан (то есть, если они знают, к кому идут, и их ждут) – это право следует из права получателя социальных услуг на свободное посещение родственниками и иными лицами, закрепленное в ст. 9 ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ». Поскольку на основании ст. 9 ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» получатели социальных услуг имеют право принимать любых посетителей по своему желанию, то процедура оформления пропуска, если она существует, не должна становиться препятствием для посещения. Это означает, что по закону охрана не может произвольно отказать такому посетителю в проходе на территорию интерната в дневное или вечернее время на основании отсутствия пропуска. Исключения – правила посещений, установленные на период пандемии ковид-19 [ссылка на ковидный раздел].

На практике не приходилось сталкиваться с информацией о том, что в каком-то ПНИ всем посетителям был полностью запрещен вход. Бывает, что устанавливают «часы посещений», не пускают в «закрытые отделения», не пускают волонтеров общественных организаций. На наш взгляд, в этих ситуациях можно и нужно добиваться посещения, тем более, что «внешним» для ПНИ людям это делать, конечно, гораздо безопаснее.

То же касается входа и выхода проживающих в ПНИ получателей социальных услугохранники не имеют права произвольно ограничивать право человека на свободу перемещения, если интернат является местом его постоянного проживания. Выход проживающих в ПНИ граждан, как дееспособных, так и недееспособных, не может быть ограничен охранниками ПНИ в силу конституционного права каждого на свободу передвижения и выбора места пребывания, поскольку ограничения конституционных прав возможны только на основании прямого указания федерального законодательства, а ПНИ не являются по закону местами ограничения или лишения свободы. Хотя это пока мало соотносится с реальностью интернатов, но есть правовые основания отстаивать именно такую позицию. Конечно, в ПНИ немало людей, которым для их безопасности или для помощи в передвижении при выходе за территорию интерната нужны сопровождающие. Но обязанность интерната – не ограничивать права получателей социальных услуг, а обеспечить условия для их реализации.

В ситуации, когда, к примеру, работники охраны препятствуют проживающим в приобретении (получении) бытовой техники, можно для начала составить «поясняющую» справку для работников охраны.

Можно также попробовать добиваться того чтобы процедура выдачи «пропусков» и «разрешений» стала четкой и понятной и была доведена до сведения проживающих в ПНИ людей, чтобы было ясно, кто и на каком основании принимает решение о том, разрешать или не разрешать выход. Если администрация не обеспечивает понятности такой процедуры, то необходимо жаловаться учредителю ПНИ (Министерство или Департамент социального развития).

Часто для выхода требуют разрешение персонала либо обязательное сопровождение проживающего сотрудником ПНИ (прежде всего это касается, конечно, лишенных дееспособности людей). «Степень свободы» выхода может различаться от интерната к интернату; в любом случае, это та сфера, в которой вполне возможны улучшения.

В качестве практического совета человеку, которому охранник запрещает выход, можно рекомендовать узнать у охранника, на каком основании он это делает. Конечно, такой вопрос может вызвать негативную реакцию охранников, но иначе – придется не выходить за пределы ПНИ, если это запрещено...

 

Федеральный Закон об основах социального обслуживания граждан в РФ № 442-ФЗ

О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации

ФЗ о психиатрической помощи (ред. от 04.08.2023г.)

О социальном обслуживании граждан в городе Москве

Трудовой Кодекс Российской Федерации

Уголовный кодекс Российской Федерации УК РФ Статья 286. Превышение должностных полномочий

СанПиН 2.1.2.3358-16 "Санитарно- эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания"

ст. 203 УК РФ «Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей»

Справка для работников ЧОП, обслуживающих ПНИ

ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве"

Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ Об основах общественного контроля в Российской Федерации

Конституция РФ статьи 23, 24, 25, 27, 29, 35