— Текст

— Пояснения к тексту

— Документы

— Блоки

О навигаторе

Свобода передвижения, режим посещений, временный отпуск

Получатели социальных услуг, проживающие в интернате, не могут быть ограничены в своём праве на передвижение. Право на свободу передвижения является конституционным правом (ст. 27 Конституции РФ) и не может быть ограничено администрацией интерната или сотрудниками частной охранной организации. Однако, на практике это право нарушается в различных формах:

 

 

Назад

О праве на посещение граждан в ПНИ

1. Существуют ли ограничения для посещения, непосредственно вытекающие из недееспособности или психического расстройства человека, живущего в ПНИ?

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее – Закон) лица, страдающие психическими расстройствами, обладают всеми правами и свободами граждан, предусмотренными Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Согласно части 3 указанной статьи Закона ограничение прав и свобод лиц, страдающих психическими расстройствами, только на основании психиатрического диагноза, фактов нахождения под диспансерным наблюдением в психиатрическом стационаре либо в психоневрологическом учреждении для социального обеспечения или специального обучения не допускается. Должностные лица, виновные в подобных нарушениях, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 43 рассматриваемого Закона лица, проживающие в психоневрологических учреждениях для социального обеспечения или специального обучения, пользуются правами, предусмотренными статьей 37 Закона, в том числе правом пользоваться телефонной связью, правом принимать посетителей. Часть 2 статьи 43 Закона устанавливает, что обязанности администрации и персонала психоневрологического учреждения для социального обеспечения или специального обучения по созданию условий для реализации прав лиц, проживающих в нем, устанавливаются статьей 39 настоящего Закона, а также законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении и об образовании.

Получатели социальных услуг в стационарных учреждениях социального обслуживания имеют право принимать родственников и друзей, это право специально закреплено в ст. 9 ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» (п. 8). Для поставщиков социальных услуг установлена соответствующая обязанность обеспечивать такую возможность (п. 11) ч. 1 ст. 12 ФЗ). В Законе города Москвы «О социальном обслуживании населения и социальной помощи в городе Москве» также сформулирована эта обязанность организаций стационарного обслуживания, в том числе, ПНИ: "Администрация организации стационарного социального обслуживания обеспечивает возможность свободного посещения граждан пожилого возраста и инвалидов – получателей социальных услуг указанных организаций их законными представителями, родственниками, священнослужителями и другими лицами, с которыми они желают встретиться, как в выходные, так и в рабочие дни в соответствии с распорядком работы организации". При этом нет ограничений на количество посещений. Соотнесение с распорядком организации также не должно приводить к необоснованным ограничениям (например, разумным будет запрет на посещение во время, когда по распорядку предусмотрен ночной отдых, но не ограничение посещений только определенными днями недели). Если ведется журнал посещений, то, в любом случае, он не должен ограничивать право проживающего в интернате принимать тех людей, с которыми он хочет общаться.

В законодательстве, регулирующим отношения, связанные с оказанием психиатрической помощи, отношения, связанные со стационарным социальным обслуживанием, статус лиц, признанных недееспособными, отсутствуют как нормы права, устанавливающие какие-либо требования к лицам, желающим посетить лицо, проживающее в стационарном учреждении социального обслуживания психоневрологического профиля, в том числе недееспособное лицо, так и нормы права, устанавливающие разрешительный или уведомительный порядок посещения лиц, проживающих в указанных учреждениях. Администрация стационарного учреждения социального обслуживания в соответствии с указанными выше нормами права должна создавать условия для беспрепятственного приема посетителей как в выходные и праздничные дни, так и в рабочие дни в дневное и вечернее время.   

Таким образом, возможные требования со стороны администрации стационарного учреждения о необходимости согласования посещения лица, проживающего в этом учреждении, в том числе недееспособного, с  органом социальной защиты населения,  органом опеки или администрацией самого учреждения; о предоставлении посетителем данных, подтверждающих наличие правовых оснований посещения, в том числе согласия или просьбы самого проживающего, наличие в уставе общественной организации, членом или участником которой является посетитель, такого вида деятельности как посещение психоневрологических учреждений, – незаконны.

2. Может ли что-то стать причиной ограничения прав людей, получающих стационарные социальные услуги в ПНИ?

Иногда приходится сталкиваться с выдвижением подобных требований (о наличии каких-либо документов или согласований для таких посещений; о наличии у посетителей каких-либо правовых оснований на посещение) со стороны администрации учреждения или иных лиц – со ссылкой на нормы статьи 46 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Однако эта ссылка необоснованна: указанная статья Закона регулирует отношения, не связанные с реализацией личных прав и свобод (в том числе права на свободу, права на частную (личную) жизнь) лицами, проживающими в стационарных учреждениях социального обслуживания психоневрологического профиля,. Указанная статья регулирует только отношения, связанные с правом общественных организаций осуществлять контроль за соблюдением  прав и законных интересов граждан по их просьбе или с их согласия при оказании им психиатрической помощи и порядком его осуществления.  

Анализ имеющейся практики показывает, что ограничительные меры со стороны лечащих врачей широко и повсеместно применяются в ПНИ, в связи с чем встает вопрос об их допустимости и правовом регулировании.
В соответствии со ст. 43
Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» лица, проживающие в стационарных организациях социального обслуживания, предназначенных для лиц, страдающих психическими расстройствами, пользуются правами, предусмотренными статьей 37 Закона. Возможность ограничения этих прав не указана.
По буквальному смыслу указанной нормы, правовое положение лиц, проживающих в ПНИ, не является аналогичным положению пациента психиатрического стационара. Лица, проживающие в ПНИ пользуются правами, предусмотренными ст. 37 Закона, но на них не распространяется ограничение прав, возможность которого предусмотрена этой же статьей. При этом права получателей социальных услуг гарантируются законодательством о социальном обслуживании.

3. Правовые последствия незаконного ограничения прав и свобод людей, живущих в ПНИ

Как было показано выше, администрация психоневрологического интерната не может препятствовать общению, в том числе, и лицам, признанным недееспособными, с внешним миром, т.к. любые препятствия рассматриваются как ограничения личных прав и свобод, что недопустимо как в соответствии с требованиями международного законодательства, так и с требованиями российского законодательства, и следовательно, может преследоваться по закону.

Незаконное ограничение прав и свобод администрацией стационарного учреждения социального обслуживания психоневрологического профиля рассматривается как превышение должностных полномочий должностными лицами учреждения. В первую очередь поводом для привлечения должностного лица учреждения к ответственности и пресечению нарушений закона может стать жалоба лица, проживающего в учреждении, права и свободы которого ограничиваются, или лица, желающего, например, посетить такое лицо в учреждении, на незаконное ограничение прав и свобод в орган опеки и попечительства и (или) в прокуратуру. Отсутствие надлежащим образом оформленных учреждением документов об ограничении прав – это уже незаконное ограничение прав и свобод, даже если к такому ограничению имеются основания.

Должностное лицо учреждения при установлении незаконного ограничения прав и свобод  лиц, проживающих в учреждении, может быть привлечено к дисциплинарной или уголовной ответственности. Так, согласно ст. 192 Трудового кодекса РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение по соответствующим основаниям.
 

Согласно ст. 286 Уголовного кодекса РФ (превышение должностных полномочий) совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, – наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Федеральный Закон об основах социального обслуживания граждан в РФ № 442-ФЗ

О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации

ФЗ о психиатрической помощи (ред. от 04.08.2023г.)

О социальном обслуживании граждан в городе Москве

Трудовой Кодекс Российской Федерации

Уголовный кодекс Российской Федерации УК РФ Статья 286. Превышение должностных полномочий

СанПиН 2.1.2.3358-16 "Санитарно- эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания"

ст. 203 УК РФ «Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей»

Справка для работников ЧОП, обслуживающих ПНИ

ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве"

Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ Об основах общественного контроля в Российской Федерации

Конституция РФ статьи 23, 24, 25, 27, 29, 35