— Текст

— Пояснения к тексту

— Документы

— Блоки

О навигаторе

Условия жизни в ПНИ

Часто приходится защищать права людей с особыми нуждами, проживающих в ПНИ, в следующих ситуациях:

Назад

Единый для всех распорядок дня

Распорядок дня в ПНИ обычно устанавливается приказом директора интерната. Как правило, распорядок дня включает в себя время подъема, приемов пищи, приемов лекарств, занятий (оказания социальных услуг) и сна.

Поскольку многие интернаты являются пока огромными учреждениями с большим числом получателей социальных услуг и сотрудников, то невозможно избежать определенного структурирования жизни с учетом времени оказания социальных услуг, графика работы сотрудников и т.д. Так, например, поскольку учреждение должно обеспечивать питание получателей социальных услуг, устанавливается определенное время завтрака, обеда, полдника и ужина – чтобы организовать питание получателей социальных услуг, проживающих в интернате. Распорядок дня может применяться для того, чтобы организовать регулярное оказание социальных и медицинских услуг, – например, занятия со специалистами, проведение ЛФК, массаж с учетом штатного расписания и времени работы специалистов ПНИ.

То есть назначение распорядка дня – в том, чтобы получатели социальных услуг знали, в какое время они могут получить питание, в какое время – занятия со специалистами, и могли планировать свое время.

Но при этом важно понимать, что на основании распорядка дня нельзя требовать выполнения каких-либо действий против воли человека, проживающего в интернате,  и, тем более, использовать для этого меры принуждения (включая угрозы).

Интернат является местом постоянного проживания получателя социальных услуг, его жилищем – местом, которое как раз в первую очередь предназначено для ведения частной жизни, где создание возможностей для организации личного пространства и времени является наиболее важным (особенно с учетом того, что распространена практика запрета или существенного ограничения выхода из ПНИ и большинство жителей интерната оказываются в каких-либо других местах крайне редко).

Формальный статус «распорядка дня» как документа

В ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» среди обязанностей получателя социальных услуг есть только обязанность соблюдать условия договора о социальном обслуживании. В ст. 12 прямо запрещено применять физическое или психологическое насилие в отношении получателей услуг – то есть принуждать человека к выполнению «распорядка дня» (например, принуждать принимать пищу, принимать лекарства, принудительно посещать занятия); принудительно оказывать социальные услуги интернат не имеет права.

В форме договора социального обслуживания, утвержденной Приказом ДТСЗН г. Москвы от 30.12.2014 N 1171 «Об организации работы по реализации положений постановления Правительства Москвы от 26 декабря 2014 г. N 829-ПП «О социальном обслуживании граждан в городе Москве», так же среди обязанностей получателя социальных услуг есть обязанность соблюдать порядок оказания услуг и правила внутреннего распорядка, но не указана прямо обязанность соблюдения распорядка дня.

В нормативной практике установление различных распорядков (например, в трудовой, служебной деятельности) имеет, как правило, ограничение по времени и содержанию: например, трудовой распорядок распространяется только на сферу трудовых отношений человека, но не регулирует его поведение в нерабочее время, и т.д.. Исключения составляют режимы и распорядки дня мест принудительного содержания, определяющие все время человека – именно поэтому любое ограничение или лишение свободы возможно только по решению суда, основания и процедура такого ограничения установлены федеральным законом и предусматривают определенные гарантии защиты прав человека в местах принудительного содержания.

«Принудительное» применение распорядка дня нарушает личные права получателей социальных услуг

Согласно ст. 23 Конституции РФ, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни. Частная жизнь сама по себе означает определенную сферу жизни человека, которая касается только этого человека, защищенную от произвольного внешнего вмешательства и контроля, в которой человек может определять, как проводить свое время, с кем общаться или не общаться. Ограничение этого права возможно только на основании прямого указания федерального закона.

Например, обязательный утренний подъем или обязанность посещать какие-либо занятия являются вмешательством в право человека самостоятельно распоряжаться своим временем. Принуждать человека к чему-либо, в том числе, и на основании «распорядка дня» – недопустимо.

В условиях интерната, когда люди живут в одном помещении, возникает необходимость соблюдения личных прав и уважение личной жизни других граждан, проживающих в том же учреждении, и это не может не создавать определенные ограничения. Например, если распорядком дня установлено время на сон, то в это время человек не должен мешать остальным спать.

Представляется, что оптимальным вариантом применения «распорядка дня» – так, чтобы это не нарушало права получателей социальных услуг, – было бы применение его как руководства для сотрудников интерната, определяющего порядок оказания социальных и медицинских услуг; для получателя же социальных услуг «распорядок дня» – это информация о том, каким образом в интернате организовано оказание социальных услуг, когда человек может получить питание и т.д. Поэтому, например, если человек пропустил известное ему время приема пищи, то он не может предъявлять поставщику социальных услуг претензии о необеспечении питанием. Или если, допустим, человек спит после «подъема», то он не может предъявлять соседям по комнате претензии по поводу шума (хотя, конечно, можно постараться с ними договориться), но запрещать ему спать нельзя. То же относится и к тому, чтобы не спать после «отбоя»: человек может не спать, но не должен при этом мешать соседям.

Также распорядок дня не должен быть основанием для запрета посещения кем-либо получателя социальных услуг: например, необоснован запрет на посещения во время обеда, поскольку в этом случае человек сам может выбрать, идти ли ему на обед или провести время с родственником или другом – например, пойти с ним на прогулку по территории, что точно не будет мешать другим получателям социальных услуг обедать. Это должен определять сам человек, а не сотрудники интерната.

Важную роль будут играть договоренности с соседями по комнате и диалог с сотрудниками интерната – конечно, там, где это возможно. Тем более, что учет потребностей и пожеланий конкретного получателя социальных услуг соответствует общей направленности развития законодательства о социальном обслуживании на индивидуализацию оказания социальных услуг. И, конечно, основой организации жизни в интернате должно быть признание и уважение личной жизни и достоинства получателей социальных услуг, а не соображения удобства администрации и сотрудников интерната.

Все написанное относится и к лишенному дееспособности человеку, поскольку статус недееспособного не предусматривает сам по себе ограничение личных прав человека. Конечно, те или иные решения опекуна как законного представителя могут влиять на сферу личной жизни подопечного, но при принятии любых решений опекун, на основании Гражданского Кодекса РФ, обязан учитывать мнение подопечного.

----------------

Необходимо вместе с тем учитывать, что граждане в интернате находятся, по смыслу действующего закона "Об основах социального обслуживания"добровольно. А значит, они по своей воле принимают на себя какие-то ограничения в интересах интерната и других проживающих. Точно так же, как любой гражданин принимает на себя ограничения при пребывании в больнице, гостинице, школе, парке, театре и так далее.

Поэтому можно допустить в принципе возможность существования каких-то ограничений и требований, цель и смысл которых не очевидна конкретному проживающему, но важна, по мнению администрации, для нормального фукционирования организации в целом.

Например, закон не запрещает гражданину употреблять спиртные напитки, особенно в умеренных количествах, однако, с учетом тенденции некоторых проживающих к злоупотреблению, с целью сокращения или избежания инцидентов, администрация могла бы запретить внос и употребление в организации таких напитков всем без исключения категорически (см. также  Об употреблении алкоголя в ПНИ).

Главное, чтобы подобные правила были известны и понятны всем проживающим, а администрация использовала их добросовестно, а не для упрощения своих задач и манипулятивного управления проживающими.

О социальном обслуживании граждан в городе Москве

СП_256.1325800.2016 Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа

Стандарты социальных услуг в Москве

СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг"

Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации

Правила организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений

ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

О Примерном положении и примерных правилах внутреннего распорядка специального дома-интерната»

Кодекс города Москвы об административных правонарушениях

Кодекс РФ об административных правонарушениях

ФЗ об основах охраны здоровья

О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве

ФЗ о психиатрической помощи (ред. от 04.08.2023г.)

Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

Конституция РФ статьи 23, 24, 25, 27, 29, 35

Гражданский кодекс РФ - новации по опеке и попечительству

Временные правила содержания собак и кошек в г. Москве»

Федеральный Закон об основах социального обслуживания граждан в РФ № 442-ФЗ

Основы жилищной политики города Москвы

ФЗ "О полиции"

Гражданский кодекс РФ часть 2 от 26.01.96 N 14-ФЗ