— Текст

— Пояснения к тексту

— Документы

— Блоки

О навигаторе

Свобода передвижения, режим посещений, временный отпуск

Получатели социальных услуг, проживающие в интернате, не могут быть ограничены в своём праве на передвижение. Право на свободу передвижения является конституционным правом (ст. 27 Конституции РФ) и не может быть ограничено администрацией интерната или сотрудниками частной охранной организации. Однако, на практике это право нарушается в различных формах:

 

 

Назад

Волонтеры в ПНИ

Для того чтобы можно было успешно добиваться возможности посещения ПНИ, необходимо понимать, на каких правовых основаниях волонтёр может посещать ПНИ. Сейчас, пока не принят отдельный закон о волонтёрской деятельности (есть проект, который в настоящее время рассматривается в Государственной Думе),  волонтёрская (в существующей терминологии "добровольческая") деятельность регулируется Федеральным законом "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)". Этот ФЗ предусматривает возможность осуществлять благотворительную деятельность как индивидуально, так и объединяясь в благотворительные организации. Помощь людям, проживающим в интернатах, относится к благотворительной деятельности по целям этого ФЗ, поэтому к тем волонтёрам, которые её осуществляют, применимы нормы и гарантии этого закона. Так, в ст. 4 закреплено, что: "

1. Граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора её целей.

2. Граждане и юридические лица вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации".

Таким образом, ссылки администрации ПНИ, к примеру, на то, что для осуществления деятельности на территории интерната необходима благотворительная организация, не имеют законного основания. Хотя на практике существует такой механизм, как заключение администрацией ПНИ с благотворительной организацией договора о сотрудничестве, который предусматривает взаимные права и обязанности, закрепляя, в том числе, право волонтёров организации осуществлять свою деятельность на территории ПНИ, – наличие такого договора и вообще организации не является обязательным условием осуществления благотворительной деятельности.

В этом же ФЗ предусмотрены государственные гарантии поддержки благотворительной деятельности, но они во многом имеют общий характер и не содержат конкретных мер. Тем не менее, можно ссылаться на этот ФЗ при обосновании своего права осуществлять благотворительную деятельность на территории ПНИ, хотя на практике этот путь часто оказывается очень сложным: администрация ПНИ под разными предлогами пытается не допустить тех волонтёров, которые им "не нравятся" (как правило, это те, кто, помимо непосредственной социальной поддержки, пытается также помочь проживающим реализовать из права).

Может ли волонтёр посещать ПНИ в целях контроля соблюдения прав проживающих в ПНИ граждан или хотя бы "опекаемого" им человека?

Действующее законодательство об общественном контроле не предусматривает возможность каждого гражданина или общественной организации самостоятельно осуществлять контроль в государственных учреждениях. Это возможно сделать, только став членом специальных общественных комиссий, общественных советов. Подробнее о субъектах общественного контроля и о порядке проведения мероприятий общественного контроля можно узнать из Федерального закона от 21 июля 2014 года №212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». В отношении ПНИ и других интернатов о региональных возможностях участия в мероприятиях общественного контроля можно, как правило, узнать на сайте регионального органа власти в сфере социальной политики (например, в Москве есть Общественный Совет при Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы, который по федеральному закону будет являться субъектом общественного контроля).

Таким образом, несмотря на то, что закреплено право граждан и организаций на осуществление общественного контроля, на практике процедура его проведения значительно формализована и не предусматривает возможность посещения ПНИ отдельными гражданами в целях проведения общественного контроля, – только в составе специальных субъектов, таких, как общественные советы, общественные комиссии.

К сожалению, общественные советы при органах государственной власти и создаваемые ими комиссии, которые могли бы заниматься осуществлением общественного контроля в ПНИ, во многих случаях не ведут активной деятельности и на деле часто не являются независимым органом контроля.

Таким образом, посещать ПНИ в целях общественного контроля отдельные волонтёры сами по себе не могут, но можно обращаться в те структуры, которые такими правами наделены, – конечно, при этом нужно быть готовыми к отказам и нежеланию этих структур что-либо предпринимать.

Кроме того, в каждом государственном учреждении социального обслуживания должен создаваться попечительский совет (ст. 23 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»). Можно пытаться также обращаться в этот орган (но нужно учитывать, что не везде попечительские советы являются реально действующими и эффективными).

В настоящее время самым эффективным обоснованием права посещать ПНИ является, очевидно, законодательство о социальном обслуживании. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» однозначно определяет право получателей социальных услуг (проживающих в ПНИ) и обязанность учреждения обеспечить возможность посещения любыми лицами, которых получатель социальных услуг пожелает видеть (статьи, соответственно, 9 и 12 ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»). Причём специально указано, что должна быть обеспечена возможность посещения в дневное и вечернее время. Это означает незаконность установления интернатом определённого времени посещения (например, по четвергам с 11 до 13). Не соответствуют обязанности обеспечить "свободное посещение" и установление отдельных "дней посещения", хотя такая практика во многих интернатах существует. Но с отказами в посещении на этом основании можно и нужно бороться: иногда оказывается достаточно даже письменного обращения на имя директора со ссылками на приведённый ФЗ, а если это не помогло – обращение в региональный орган в сфере социального обслуживания. Конечно, в этом случае нужно, чтобы человек, которого волонтёр посещает в ПНИ, знал о том, что у него будет посетитель, и мог выразить своё желание этого посетителя принять. Если возможно, лучше сразу договориться о том, что, в случае возникновения проблем с допуском в ПНИ, сам проживающий в интернате человек обратится к директору ПНИ с письменным заявлением-просьбой допустить к нему посетителя. Поскольку право здесь существует именно у получателя социальных услуг, а право волонтёра посещать ПНИ – производное от него.

В обязанность интерната обеспечить свободное посещение входит также создание соответствующих условий: выделение специального помещения для приёма посетителей , В  Приказе Минтруда РФ от 30.03.2020  № 157н  «О внесении изменений в правила организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений, утвержденные приказом Минтруда и социальной защиты РФ от 24 ноября 2014 г. N 940н»  предусмотрено наличие гостиных, которые могут использоваться и для приёма посетителей вне жилых комнат, либо посещение в жилом помещении, с согласия всех соседей. При этом запрет на посещение в жилой комнате может быть основан только на несогласии соседей, поскольку пользование жилым помещением не должно нарушать права соседей.

При обосновании права на посещения через права получателя социальных услуг на приём посетителей, конечно, также возможны различные трудности: например, человек в ПНИ может остаться без телефона и будет сложно договориться о посещении; может попасть в "закрытое" отделение (которых также формально "не существует", но которые есть в каждом ПНИ и часто используются как мера наказания); сотрудники интерната могут утверждать, что человек не желает никого видеть; возможна также госпитализация в психиатрическую больницу. В этих и других проблемных случаях можно начать с письменного обращения к директору интерната, если не помогло – то к субъектам общественного контроля (если они есть и реально действуют), в региональный орган власти в сфере социальной политики, который, как правило, и является учредителем всех интернатов региона. Если в регионе есть реально действующие НКО в этой сфере, то можно обратиться за поддержкой и к ним. А если все это не дало положительных результатов – обращаться к региональному уполномоченному по правам человека, в прокуратуру и в суд.

Таким образом, возможностей много, и каждый волонтёр сам решает, как ему лучше действовать, чтобы защитить права своего подопечного в ПНИ с минимальными рисками, помня, однако, что правовая основа для этого есть.

Всё вышеизложенное касается в равной степени как дееспособных, так и недееспособных граждан. Интернат, исполняя функции опекуна, не может ограничивать право подопечного на выбор круга общения и приём посетителей. Сложность здесь может возникать в случаях, когда подопечный не способен ясно выразить свою волю, когда для понимания желания подопечного необходимо длительное общение с ним, выявление его предпочтений, – в этом случае также можно обосновывать право на посещение, ссылаясь, например, на длительное общение с этим человеком в детском доме до перевода в ПНИ, на мнение родственников (если они есть и если они за то, чтобы волонтёр посещал их родственника в ПНИ).

Федеральный Закон об основах социального обслуживания граждан в РФ № 442-ФЗ

О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации

ФЗ о психиатрической помощи (ред. от 04.08.2023г.)

О социальном обслуживании граждан в городе Москве

Трудовой Кодекс Российской Федерации

Уголовный кодекс Российской Федерации УК РФ Статья 286. Превышение должностных полномочий

СанПиН 2.1.2.3358-16 "Санитарно- эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания"

ст. 203 УК РФ «Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей»

Справка для работников ЧОП, обслуживающих ПНИ

ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве"

Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ Об основах общественного контроля в Российской Федерации

Конституция РФ статьи 23, 24, 25, 27, 29, 35