— Текст

— Пояснения к тексту

— Документы

— Блоки

О навигаторе

Ребенок попал в интернат

По действующему законодательству родители вообще не могут «поместить» ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – интернат) просто потому, что они этого хотят или им это удобно. Ребенок, согласно нашему законодательству, может попасть в интернат лишь в трех случаях.

Во-первых, если он остался без родительского попечения (ст. 121 СК РФ). То есть – если  родители умерли, лишены родительских прав или ограничены в них, либо дело к этому идет (ребенок изъят из семьи в связи с непосредственной угрозой, родители отказались забрать его из медицинского учреждения, ребенок выявлен как безнадзорный и т.п.).

Понятно, что в этом случае органы опеки и попечительства (ООП) занимаются защитой интересов ребенка и его прав. При этом право расходовать деньги, выделяемые государством на ребенка, переходит к тому, на кого возложены обязанности опекунов (попечителей) – то есть на организацию, куда помещен ребенок, если он не был помещен в семью.

Во-вторых, ребенок может оказаться в учреждении если его родители временно по уважительной причине не могут исполнять родительские обязанности (ч. 2 ст. 155.1 СК РФ). Какие это могут быть причины? Болезнь родителей, отсутствие у них жилья и средств к существованию, отсутствие надлежащих условий для жизни ребенка и т.п.

В этом случае между интернатом, ООП и родителем заключается трехстороннее соглашение (п. 13 ППРФ № 481), в котором предусматриваются, с одной стороны, участие родителей в воспитании и содержании ребенка (посещение ребенка, приобретение необходимых вещей, лекарств, ТСР, участие в решении вопросов медицинской помощи, образования и т.п.), а с другой стороны – те мероприятия, которые родители, интернат, ООП, органы социальной защиты и другие предпринимают для того, чтобы устранить причины, из-за которых возникла эта «временная невозможность», и вернуть ребенка в семью. В этом случае родители сохраняют за собой контроль за денежными средствами ребенка, но такая ситуация может продолжаться только временно, несколько месяцев (согласно Методическим рекомендациям, направленным письмом Минпросвещения России от 28.05.2019 N ТС-1331/07, – не более трех месяцев). Срок может быть продлен – но не бесконечно.

Если же причины, по которым родители не могут исполнять родительские обязанности, устранить не удается, то есть они оказываются не временными, а постоянными – это значит, что ребенок родительское попечение утратил, и следовательно, ребенок перемещается в первую категорию, а родители лишаются родительских прав или ограничиваются в них.

В-третьих, ребенок может временно оказаться в интернате для получения образовательных, медицинских, социальных услуг (так же ч. 2 ст. 155.1 СК РФ. Если мы говорим о ДДИ (детский дом-интернат) – значит, речь идет об услугах социальных или медико-социальных. В этом случае уполномоченный орган должен признать ребенка нуждающимся в социальном обслуживании в стационарной форме (и составить ему ИППСУ) – в соответствии с Федеральным законом № 442-ФЗ. Причем – на условиях круглосуточного постоянного пребывания. В этом случае родители сохраняют контроль за средствами ребенка . Однако, согласно Рекомендациям (приказ Минтруда № 500н, п.4.6 ), признавать несовершеннолетних нуждающимися в социальном обслуживании в стационарной форме не рекомендуется, приоритет должен отдаваться надомному или полустационарному обслуживанию. В крайнем случае, стационарное обслуживание возможно на условиях временного (например, курс реабилитации, или временное освобождение родителей от обязанностей по уходу – п. 4.5 тех же Рекомендаций ), либо пятидневного (например, если из дома не удается организовать доставку в образовательное учреждение ежедневно) пребывания.

Признание ребенка нуждающимся в стационарном обслуживании на условиях постоянного круглосуточного пребывания – это всегда чрезвычайный, экстраординарный случай, который должен быть на контроле у руководства региона. Например, если сам ребенок – инвалид, нуждающийся в уходе, и его родители также инвалиды, нуждающиеся в постоянном постороннем уходе. Либо – ребенок нуждается в постоянных медицинских процедурах, которые невозможно организовать по месту жительства (то есть, подключен к аппаратам, по сути, в паллиативном статусе).

Если ребенок помещен в интернат по иным, не урегулированным законом основаниям, то его права грубо нарушаются.

Такие дети не только по факту лишены родной семьи – они при этом лишены и шанса попасть в приемную семью или под опеку, поскольку оснований заниматься их семейным устройством нет. Кроме того, по достижении 18 лет такие дети крайне редко возвращаются в кровную семью (поскольку отношения с родителями разрушены) и при этом не имеют права на получение жилья, как дети, оставшиеся без попечения родителей. А значит, практически гарантированно обречены жить до конца дней в социальных учреждениях, даже если и способны по своему состоянию проживать самостоятельно или с небольшой поддержкой.

Детские дома-интернаты должны ясно сигнализировать в органы опеки о ситуациях, когда родители отказались от попечения за своими детьми, находящимися в стационарной организации, и выходить в суды с заявлениями об ограничении и лишении таких родителей родительских прав. Интернаты также должны добиваться, чтобы в трехсторонних соглашениях имелись конкретные и исполнимые для родителей обязанности, и настаивать на их соблюдении, вести с семьями работу, направленную на возвращение детей в семьи.

Органы социальной защиты населения должны развивать надомную и полустационарную (в первую очередь – центры дневного пребывания) помощь для семей с детьми-инвалидами. А кроме того – ввести в практику помещение детей в учреждение временно, для освобождения родителей от ухода за ними («передышка», «отпуск для родителей»). (Сейчас во многих регионах поместить ребенка в учреждение навсегда проще, чем на 2-3 недели.) Если такая работа будет вестись, то число родительских детей в интернатах само собой будет снижаться. Особенно, если органы управления образованием смогут организовать дошкольное и школьное образование по адаптированным программам по месту жительства ребенка-инвалида.

Назад

Помещение «родительского» ребенка в интернат по иным основаниям

Естественно, возникает вопрос. Если законодатель именно таким способом урегулировал этот вопрос, то откуда же у нас в учреждениях оказываются дети, причем не такие уж и «тяжелые», которые пребывают там ГОДАМИ, однако продолжают числиться за родителями, которые сохраняют контроль над их имуществом, фактически не участвуя в их жизни ни материальным, ни каким-либо иным способом?

К сожалению, действительно сложилась подобная порочная практика… Дело в том, что вести с семьями работу, направленную на преодоление их тяжелых жизненных обстоятельств, – непросто. Точно так же совсем непросто организовать социальное обслуживание на дому (приходящих соцработников, специалистов по уходу) и в полустационарной форме (центры дневного пребывания, различные реабилитационные занятия) для семей с детьми-инвалидами. Трудно организовать получение такими детьми образования по месту жительства, с учетом их особых потребностей. Гораздо проще – поместить ребенка в учреждение и закрыть глаза на то, что трехстороннее соглашение отсутствует (или не содержит никаких определенных требований к родителям и сроков, никак не исполняется), что оснований признавать ребенка нуждающимся в стационарном обслуживании нет, что родители полностью уклонились от участия в жизни ребенка (а это происходит практически неизбежно, если детско-родительская связь разрывается пребыванием ребенка в учреждении).

Посещая такие организации, эксперты не раз обнаруживали, что родители даже не расписываются в договорах о предоставлении социальных услуг – вместо них это делают соцработники. То есть отсутствует даже такое минимальное участие в жизни ребенка как расписаться в договоре и акте...

Печальную роль играет также и система «рейтингов» регионов, согласно которой дети, чьи родители лишены прав, «портят» статистику, а вот дети, безосновательно разделенные с родителями и пребывающие в учреждении, зато «родительские», – никак на рейтинге региона не сказываются. Такая практика не только противоречит закону, она нарушает и права самих детей. Причем не только тем, что их средства расходуются или могут расходоваться их родителями не в их интересах.

 

Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.95 N 223-ФЗ

Федеральный Закон об основах социального обслуживания граждан в РФ № 442-ФЗ

ПП РФ №481 О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей.

Рекомендации по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг

Рекомендации: Временное помещение ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей