— Текст

— Пояснения к тексту

— Документы

— Блоки

О навигаторе

Медицинский диагноз - помеха?

В некоторых ситуациях при интеллектуальных, эмоционально-волевых нарушениях у ребенка разные врачи одной и той же специальности могут ставить разные диагнозы. Например, ребенок может иметь заключение о том, что у него аутизм, и заключение о том, что у него умственная отсталость (без аутизма).  Специалист (в данном случае - врач) имеет право на свое профессиональное мнение.  Важным медицинский диагноз становится на этапе определения где, как и чему учить ребенка, поскольку выбор программы образования осуществляется ПМПК на основе диагнозов ребенка. Если у ребенка аутизм без умственной отсталости, то ему определят один из вариантов программы, при котором он сможет получить аттестат об общем образовании, но если к этому диагнозу присоединяется диагноз умственной отсталости или вместо аутизма значится умственная отсталость, то ПМПК определит программу для детей с умственной отсталостью, которая не предполагает получения аттестата.

Оспаривать диагноз - крайне сложное дело. Поэтому при потребности пройти ПМПК и предположении, что установленный уже диагноз не соответствует имеющимся у ребенка нарушениям, целесообразно пройти обследование и получить заключение у другого врача той же специальности. Врач может представлять негосударственную организацию, основное условие - наличие лицензии на осуществление соответствующей медицинской деятельности. Даже если в медицинских документах ребенка имеется заключение государственной медицинской организации об одном диагнозе, родители вправе представить заключение другого врача о другом диагнозе. Важное значение в таких ситуациях имеют психолого-педагогические характиристики на ребенка, предоставляемые из образовательных организаций, или от специалистов, с которыми занимался ребенок. По совокупности данных - исходя из медицинской  и психолого-педагогической документации - ПМПК имеет возможность составить объективное представление о способностях и возможностях ребенка. В данном случае заключение другого врача о другом диагнозе для ПМПК будет хорошим обоснованием ее выводов о выборе образовательной программы, если она установит, что образовательные потребности ребенка соответствуют выводам этого врача.

Необходимо отметить, что ПМПК вправе сделать собственные выводы в ситуации, если имеется заключение врача об определенном диагнозе, с которым она не может согласиться после обследования ребенка и знакомством с его психолого-педагогическими характеристиками. Какое решение примет ПМПК - зависит от конкретной ситуации: она может рекомендовать пройти дополнительное обследование, а может определить программу самостоятельно в диагностических целях., но для обоснования своих выводов ПМПК в таких случаях необходимы достаточные данные. 

Если нет возможности получить альтернативное заключение врачей о диагнозе ребенка, то необходимо получать заключения, характеристики педагогов, психологов, с которыми ребенок занимался, свидетельствующие о том, что несмотря на медицинский диагноз, ребенок может учиться в условиях, которые предусмотрены для детей с иным медицинским диагнозом. Альтернативные мнения врачей о диагнозе ребенка и (или) психолого-педагогические характеристики являются основными аргументами в таких особых ситуациях.

Для детского сада /школы определяющим является заключение ПМПК, а не медицинская справка с диагнозом. Поэтому ребенок с диагнозом умственная отсталость может обучаться по программе, адаптированной для детей с расстройствами аутистического спектра, если такая рекомендация дана в заключении ПМПК. Наличие при этом иного медицинского диагноза не является основанием для сомнений в адекватности заключения ПМПК. Основаниями для его пересмотра может стать только неуспешность ребенка в освоении определенной образовательной программы.