— Текст

— Пояснения к тексту

— Документы

— Блоки

О навигаторе

Как реализовать ИПРА ребенка-инвалида

Порядок реализации ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) установлен Порядком разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм (Приказ Минтруда России от 13 июня 2017 г. № 486н).

Учреждение медико-социальной экспертизы определяет только нуждаемость в тех или иных реабилитацонных мероприятиях, включенных в форму ИПРА.

Перечень конкретных мероприятий по отдельному направлению реабилитации, нуждаемость в котором установлена учреждением МСЭ в ИПРА, исполнителей и сроки исполнения определяют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФДля выполнения реабилитационных или абилитационных мероприятий федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы не позднее трех рабочих дней с даты выдачи ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) направляет выписку из ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида):

а) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - территориальный орган ПФР) по месту жительства ребенка-инвалида - в части рассмотрения вопроса об осуществлении компенсации затрат за счет средств (части средств) материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;

б) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья - в части выполнения мероприятий по медицинской реабилитации или абилитации, мероприятий по обеспечению техническими средствами реабилитации, предоставляемыми инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета, в случае передачи в установленном порядке полномочий Российской Федерации по обеспечению техническими средствами реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) субъектам Российской Федерации, по обеспечению инвалида (ребенка-инвалида) техническими средствами реабилитации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, по выполнению мероприятий по реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, помещенного под надзор в медицинскую организацию;

в) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования - в части выполнения мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации, мероприятий по общему и профессиональному образованию;

г) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты населения (в сфере социального обслуживания) - в части выполнения мероприятий по социальной реабилитации или абилитации, по обеспечению техническими средствами реабилитации, предоставляемыми инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета, в случае передачи в установленном порядке полномочий Российской Федерации по обеспечению техническими средствами реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) субъектам Российской Федерации, по обеспечению инвалида (ребенка-инвалида) техническими средствами реабилитации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, по выполнению мероприятий по реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), помещенного под надзор в организацию социального обслуживания и получающего социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, по выполнению мероприятий по проверке наличия приобретенного для ребенка-инвалида товара и услуги, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на приобретение которых направляются средства (часть средств) материнского (семейного) капитала;

д) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области содействия занятости населения - в части выполнения мероприятий по профессиональной реабилитации или абилитации;

е) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области физической культуры и спорта - в части физкультурно-оздоровительных мероприятий, занятий спортом;

ж) в региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - региональное отделение Фонда) - в части обеспечения техническими средствами реабилитации, предоставляемыми инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета;

з) в администрацию исправительного учреждения, расположенного на территории субъекта Российской Федерации - в части выполнения мероприятий по реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), осужденного к лишению свободы и отбывающего наказание в исправительном учреждении.

 

Указанные органы  в 3-дневный срок с даты поступления Выписки  организуют работу по разработке перечня мероприятий, с указанием исполнителей и сроков исполнения мероприятий.
В качестве исполнителей мероприятий, предусмотренных перечнем, указываются организации, осуществляющие деятельность по реабилитации или абилитации инвалидов в соответствующей сфере деятельности органа исполнительной власти (регионального отделения Фонда).
Срок исполнения мероприятий, предусмотренных перечнем, не должен превышать срока исполнения мероприятий, возложенных на орган исполнительной власти (региональное отделение Фонда) ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида).

Законодательством не определен порядок взаимодействия уполномоченных органов непосредственно с инвалидом или его представителями в целях реализации ИПРА. Указано, что в трехдневный срок с даты поступления заявления гражданина исполнитель ИПРА совместно с органами местного самоуправления, организациями, осуществляющими мероприятия по реабилитации или абилитации, организуют работу по реализации мероприятий ИПРА. Это существелнное упущение законодательства, и в частности – Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм (Приказ Минтруда России от 13 июня 2017 г. № 486н). Таким образом, порядок взаимодействия государственных органов и инвалида в целях реализации ИПРА будет складываться в регионах в зависимости от их особенностей.  

В целях реализации ИПРА необходимо обращаться с заявлением в уполномоченный орган, указанный в ИПРА в качестве исполнителя соответствующего реабилитационного мероприятия. Такой орган обязан предоставить инвалиду перечень реабилитационных или абилитационных мероприятий с указанием организаций-исполнителей мероприятий и сроков их исполнения. К сожалению, как уже отметили, федеральный законодатель не установил порядок взаимодействия органов власти и инвалида, включая сокращенные сроки рассмотрения обращений по вопросам определения мероприятий по ИПРА. Поэтому срок для ответа остается общий - один месяц.

Отдельный вопрос - что делать, если не согласны с перечнем реабилитационных мероприятий, составленным уполномоченным органом, или с организациями, которые будут непосредственно исполнять эти мероприятия. Поскольку специальные нормы, регулирующие указанные ситуации,  отсутствуют, то, исходя из общих норм обращения в органы власти, необходимо подать письменное обращение, в котором изложить с чем и почему несогласны. В течение месяца уполномоченный орган обязан ответить. В качестве обоснования несогласия с перечнем мероприятии или с выбором уполномоченным органом организации-исполнителя целесообразно представлять заключения и рекомендации специалистов аналогично этапу подготовки к прохождению медико-социальной экспертизы.