Рост жизни не в одном развитье мышц.
По мере роста тела, в нем, как в храме,
Растет служенье духа и ума.
Вильям Шекспир, «Гамлет, принц датский»
За словом «образование», по сути, стоит весь жизненный мир ребенка за пределами семьи — мир, где он удовлетворяет свои основные социальные потребности. Именно образование является в период детства и взросления основным способом социализации.
Если речь идет о ребенке с нарушениями или особенностями развития, испытывающим вследствие этого трудности в обучении, его образование обязательно должно сопровождаться реабилитацией (абилитацией). При этом реабилитация, разумеется, не должна подменять собою образования, но должна быть поддержкой образования, обеспечивать возможность его получения. Поэтому мероприятия психолого-педагогической реабилитации или абилитации – очень важный, а для большинства детей-инвалидов – определяющий раздел ИПРА. В нем прописывается оптимальный образовательный маршрут ребенка и коррекционная помощь, необходимая для максимальной реализации его образовательного потенциала. Однако необходимо понимать, что определяющим документом для организации обучения ребенка с инвалидностью является заключение психолого-медико-педагогической комиссии, которое обязательно должно быть отражено в ИПРА.
Мероприятия психолого-педагогической реабилитации или абилитации включают мероприятия, которые проводятся в образовательных организациях: создаются специальные условия обучения, организуется психологическая помощь, профессиональная ориентация.
В образовательные программы, адаптированные для обучения детей с ОВЗ, включена коррекционно-развивающая область. В нее входят обязательные коррекционные курсы и курсы, вводимые образовательными организациями самостоятельно. Подробнее в разделе "Виды образовательных программ для детей с ОВЗ"...
Психолого-педагогическая реабилитация также включена в сферу деятельности Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи субъектов РФ .
Перечень конкретных мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации составляет и определяет их исполнителей орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования (п. 14 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм (Приказ Минтруда России от 26 июня 2023 г. № 545н). Именно туда необходимо обращаться для решения вопросов получения услуг по психолого-педагогической реабилитации или абилитации.
Обращение в орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере образования осуществляется в произвольной письменной форме (образец обращения).
См. также Помощь семье и детскому саду, школе (ЦППМС)