— Текст

— Пояснения к тексту

— Документы

— Блоки

О навигаторе

На дому и в медицинской организации

Обучение в медицинской организации

Часть 5 статьи 41 Федерального закона "Об образовании в РФ" устанавливает, что для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы (включая дошкольные) и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и заявление родителей (законных представителей) в письменной форме.

Обучение на дому

При обучении на дому (называемое в народе "надомное обучение") образовательный процесс проходит по месту проживания обучающегося.

Необходимо понимать, что законодательство об образовании не предусматривает такой формы получения образования, как "надомное обучение". "Надомное обучение" с точки зрения формы получения образования надо рассматривать как очную форму обучения, но образовательный процесс проходит на дому в связи с тем, что ребенку трудно ежедневно посещать детский сад в связи с состоянием его здоровья (например, на некоторых стадиях лечения системных заболеваний для ребенка бывают очень опасны инфекции). И только такая — «медицинская» — невозможность посещения образовательной организации должна рассматриваться в качестве критерия для организации обучения ребенка на дому. Тяжелые и множественные нарушения развития (не «запрещающие» ребенку выход из дома и общение со сверстниками), которые иногда все еще трактуются специалистами организаций образования и здравоохранения как «неспособность к обучению», не могут рассматриваться как основание для обучения на дому и ограничение тем самым возможностей развития ребенка в нормальной среде. Обучение на дому – крайний вариант организации обучения, когда ребенок не может посещать образовательную организацию по объективным причинам, а не потому, что педагоги не знают, как с ребенком заниматься, как корректировать его поведение и т. д.

Медицинские организации при решении вопроса о необходимости организации  обучения ребенка на дому руководствуются Перечнем заболеваний детей школьного возраста, при которых необходима организация их индивидуального обучения на дому, направленным письмом Министерства просвещения РСФСР от 8 июля 1980 г. № 281-М и Министерства здравоохранения РСФСР от 28 июля 1980 г. № 17-13-186. Основанием (разрешением! – если родители этого желают) для организации обучения на дому является заключение медицинской организации. Для получения такого заключения следует обратиться к врачу, у которого ребенок наблюдается по поводу заболевания, которое не позволяет посещать образовательную организацию.

Также необходимо отметить, что обучение на дому ребенка, который нуждается в специальных условиях обучения (специальной образовательной программе - адаптированной для обучающихся с ОВЗ, с созданием иных условий) организуется в соответствии с заключением ПМПК. Заключение медицинской организации об обучении на дому для таких детей - это только подтверждение того, что у ребенка имеется заболение, при котором необходимо обучение на дому. Но только ПМПК определяет вид адаптированной образовательной программы, по которой ребенок будет обучаться на дому, и другие условия получения образования. 

Нередки случаи, когда при наличии заключения врачей и даже включения рекомендации об обучении на дому в индивидуальную программу реабилитации (ИПР) ребенка родители с этим не согласны.  В такой ситуации надо учитывать следующее. Единственным органом, который правомочен давать рекомендации по условиям образования детей с особенностями развития, является ПМПК. Мы говорим именно о специализированном органе с точки зрения того, что условия образования необходимо определять с учетом мнения врачей, исходя из образовательных возможностей и потребностей ребенка, которые могут быть установлены только специальными педагогами. Заключение ПМПК является основанием для изменения ИПР, «направлением» для зачисления в образовательную организацию с рекомендованными ПМПК условиями получения образования. Поэтому необходимо при несогласии с заключением врачей об обучении на дому обратиться в ПМПК. При этом придется убедить специалистов ПМПК, что для несогласия родителей с врачами имеются основания: целесообразно представить заключения иных специалистов, включая педагогов (подробнее смотрите раздел "Подготовка к ПМПК"), на которые опираются родители.

Как быть, если, вопреки мнению родителей, заключение ПМПК все же содержит рекомендацию об обучении на дому? В этом случае необходимо обжаловать заключение ПМПК в вышестоящую ПМПК, в орган управления образованием, в суд. Однако – повторим – надо понимать, что для успешного обжалования заключения ПМПК одного лишь мнения родителей о том, что ребенок может обучаться в других условиях (отличающихся от рекомендованных ПМПК), недостаточно. Для объективной оценки возможностей ребенка целесообразно получить заключения специалистов, которые подтверждают родительское мнение о возможностях ребенка и об условиях его образования. Подробнее смотрите раздел "Обжалование ПМПК").

Что касается дошкольного образования, то имеется устоявшаяся практика организации индивидуальных занятий на дому, посещение индивидуальных занятий и групп кратковременного пребывания в дошкольных организациях.

Бывает также, что после некоторого периода обучения ребенка на дому родители видят, что такое обучение не соответствует его потребностям и возможностям, и он вполне может заниматься в группе с другими обучающимися. В этом случае родители вправе обратиться в образовательную организацию с заявлением о переводе ребенка на обучение в группе. Отказать в приеме в группу образовательная организация в таком случае не имеет права. При этом следует иметь в виду, что если ребенку необходимо создание специальных условий для обучения (т.е. ребенок не сможет обучаться как ребенок без особенностей развития, он должен обучаться по адаптированной для обучающихся с ОВЗ образовательной программе при создании ему иных условий обучения), то эти условия могут быть созданы только при наличии соответствующего заключения ПМПК. Таким образом переход в группу, в которой создаются специальные условия обучения для детей с ОВЗ, в этом случае возможен только при наличии такого заключения.

Стоит отметить, что во многих случаях рациональной организацией образовательного процесса является сочетание занятий дома и в оюразовательной организации. В этом случае образовательной организацией составляется индивидульный учебный план, индивидуальное расписание посещений групповых занятий. Однако процедура организации обучения в таком случае зависит от подхода к организации образования для таких детей в различных регионах. Если родителям отказывают в такой возможности, то целесообразно получать заключение врача, в котором имеется рекомендация об обучении на дому, но с возможностью посещения групповых занятий в определенном режиме. Также рекомендации по организации обучения можно получить и в ПМПК. Далее родители должны подать заявление в образовательную организацию об организации образовательного процесса в соответствии с рекомендациями.

Важно помнить, что при наличии заключения медицинской организации родители должны подать письменное заявление об организации обучения ребенка на дому. Заявление подается в образовательную организацию, которая по уставу осуществляет обучение на дому, или в орган образования, который должен обеспечить обучение на дому той или иной образовательной организацией. Если организация или орган затягивают решение вопроса или явно не желают обучать ребенка на дому, необходимо обращаться с жалобой в прокуратуру, уполномоченному по правам ребенка.

Важно: нельзя забывать, что помимо обучения по различным предметам образовательной программы, обучающийся с ОВЗ нуждается и в коррекционных занятиях со специалистами (логопедом, дефектологом, музыкальным терапевтом, психологом и тд). Такие занятия также должны быть обеспечены в соответствии с заключением ПМПК.

Порядок регламентации и оформления отношений между родителями ребенка, обучение которого должно быть организовано на дому или в медицинской организации, и образовательной организацией определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Таким образом, законодатель отдал этот вопрос на решение каждым регионом самостоятельно. В качестве примера регулирования можно рассмотреть нормативные правовые акты Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому.

Федеральный закон об образовании

Обучение на дому Москва

Обучение на дому Санкт-Петербург

Обучение на дому Ленинградская область