— Текст

— Пояснения к тексту

— Документы

— Блоки

О навигаторе

Подготовка к ПМПК

Государство создало специальные организации — психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК) в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.

Специалисты ПМПК как раз и должны давать рекомендации по организации  обучения  детей с ограниченными возможностями здоровья.

Однако необходимо понимать, что специалисты ПМПК обычно видят ребенка впервые, да еще и в течение короткого промежутка времени. Незнакомая обстановка, незнакомые люди, ожидание в очереди, другие обстоятельства — не способствуют тому, чтобы ребенок с особенностями развития раскрыл свои актуальные способности и потенциальные образовательные возможности. 

Как же помочь специалистам ПМПК? Для этого к прохождению ПМПК необходимо подготовиться. Главная цель такой подготовки — предоставить комиссии максимальный объем информации о способностях и возможностях ребенка.

Неоспоримо лучше – получить рекомендации и заключения специалистов, непосредственно занимающихся с ребенком. Письменные рекомендации (характеристики, заключения) специалистов являются объективными данными для формирования сотрудниками  мнения о способностях и возможностях ребенка в ситуации недостаточности возможностей для длительного и разностороннего обследования ребенка. Такие рекомендации (характеристики, заключения) станут основанием для обжалования заключения ПМПК, если в этом возникнет потребность, – основанием для жалобы будет не просто мнение мамы, а мнение специалиста. Заключения и характеристики можно взять у педагогов, психологов, врачей.

Если отсутствует возможность получить рекомендации у специалистов, то родителям следует самостоятельно собрать любые источники информации о ребенке, с помощью которых членам комиссии можно продемонстрировать его возможности: рисунки и другие результаты самостоятельной продуктивной и творческой деятельности ребенка; письменные работы по русскому (родному) языку, математике; видеозаписи занятий с ребенком, в том числе домашних; мероприятий, в которых участвовал ребенок, — всего того, что, по мнению родителей, поможет составить представление о потребностях и возможностях ребенка. Задача родителей – дать как можно больше информации о ребенке для объективной оценки его возможностей.

Какая информация о ребенке должна быть отражена в заключениях специалистов, с которыми ребенок занимается, или родителями:

 1)  особенности поведения ребенка, в том числе в незнакомой обстановке, после длительных периодов ожидания (например, в очереди), с незнакомыми людьми - скорее всего, именно в таких условиях ребенку предстоит демонстрировать свои возможности перед специалистами ПМПК. Также необходимо заранее оценить соответствие процедуры обследования ребенка, сложившейся в ПМПК (о ней расспросить сотрудников ПМПК), возможностям ребенка и при необходимости просить ее изменить. Процедура проведения обследования полностью зависит от психофизических возможностей ребенка. Обследование может быть проведено по месту жительства или обучения ребенка, каждым специалистов ПМПК индивидуально или несколькими специалистами одновременно. Исходя из особенностей ребенка в письменном заявлении, подаваемом при записи на ПМПК, целесообразно указать желательные параметры процедуры  обследования – точное время начала, индивидуальное обследование каждым специалистом, обследование по месту занятий. Для обоснования таких пожеланий и нужна информация об особенностях поведения ребенка;

2)  должны быть описаны не только проблемы ребенка (то, что он не умеет делать по сравнению со сверстниками), но и то, чему он научился в процессе занятий; особенности поведения ребенка в процессе обучения и особенности самого процесса его обучения, методы и средства, которые помогают ему справляться со своими проблемами, обучаться эффективно;

3) мнение о специальных условиях обучения, создание которых необходимо ребенку.  Например, если ребенок при поддержке взрослого может соблюдать установленные правила поведения в коллективе и вести продуктивную деятельность, несмотря на наличие у него эмоционально-волевых проблем, то в соответствующей рекомендации должно быть отражена потребность в тьюторе.  

Надо ли менять медицинский диагноз, если он по нашему мнению, помешает учиться в тех условиях, которые соответствуют способностям и возможностям ребенка.

Очень полезно к прохождению ПМПК получить информацию о конкретных образовательных организациях (детских садах, школах, группах, классах) и попытаться составить свое мнение о том,  где целесообразнее обучаться  ребенку.   

Итак, мы запаслись характеристиками (рекомендациями) специалистов и   намереваемся пройти с ребенком ПМПК. Для этого надо узнать в органах образования, где ПМПК территориально находится, и записаться на обследование ею. В ПМПК предоставляются документы, перечень которых установлен законодательством, а также рекомендации и заключения, полученные родителями по собственной инициативе.