— Текст

— Пояснения к тексту

— Документы

— Блоки

О навигаторе

Заключение ПМПК о получении услуг в организациях социального обслуживания вместо образования

1. Зачем требуется заключение ПМПК семье в отношении их ребенка или органу опеки и попечительства - в отношении ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей

Заключение ПМПК должно давать ответ на вопрос, чему, как и в каких условиях ребенок должен обучаться. Конкретное место воспитания и обучения выбирает семья или орган опеки (в отношении детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей), соотнося услуги и условия их предоставления в различных организациях (образования, социального обслуживания) с рекомендациями ПМПК и интересами ребенка. Рекомендации в заключении ПМПК относительно специальных условий получения образования и воспитания  являются требованиями к организации, в которой должен воспитываться и обучаться ребенок, и соответствие которым  оценивается при выборе  места воспитания и обучения ребенка.

Выбор места воспитания и обучения детей, проживающих в семье, – это право и обязанность родителей.

Выбор места воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - право и обязанность организации, в которую они помещены под надзор, и органа опеки и попечительства.

Помощь в выборе места воспитания и обучения оказывают органы образования, руководствуясь заключением ПМПК  .

В компетенцию ПМПК не включено определение места воспитания и обучения ребенка (вид или тип организации, конкретная организация).

2. Про формулировки заключений ПМПК.

В своем заключении ПМПК не может указывать (рекомендовать) место воспитания и обучения ребенка – вид или тип организации, конкретную школу, детский дом, интернат, т.е. ПМПК не может указать «школа для умственно отсталых детей», «школа № ___», «стационарная организация социального обслуживания…», «детский дом-интернат», «реабилитационный центр».

В заключениях ПМПК не может быть формулировки «пребывание в ДДИ» или «пребывание в учреждении социального обслуживания» (ни в отношении «семейных» детей, ни в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Рекомендация о реабилитационных или коррекционных услугах, в том числе психолого-педагогических, не может являться единственной рекомендацией в заключении ПМПК. Такая рекомендация может быть одной из числа иных рекомендаций, которые ПМПК обязана дать в своем заключении в соответствии с Положением о ней.

Рекомендация о  получении реабилитационных (социальных) услуг не может содержать указание на место их получения (школа, реабилитационный центр, учреждение социального обслуживания, ДДИ и тд).

3. Заключение ПМПК о помещении ребенка в стационарное учреждение социального обслуживания 

Предоставление ребенку социального обслуживания в стационарной форме (помещение ребенка в стационарную организацию социального обслуживания) – это социальные услуги, предоставляемые в стационарной форме, т.е. при круглосуточном пребывании ребенка в такой организации. Предоставление таких услуг предусмотрено Федеральным законом "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" для детей с инвалидностью. Они предоставляются  в целях помощи семье в воспитании детей и уходе за ними только по просьбе семьи и при нуждаемости в стационарных услугах, которая устанавливается уполномоченными органами (как правило, органами социальной защиты населения). Помещение в стационарную организацию социального обслуживания (интернат) не может рассматриваться как условие воспитания, наиболее благоприятное для ребенка. Семейный кодекс РФ устанавливает право ребенка на проживание и воспитание в семье, насколько это возможно (ст. 54). 

На практике ПМПК зачастую не отвечает родителям детей с тяжелыми нарушениями развития на вопрос, чему и как ребенок должен учиться, а фактически указывает, где ребенку воспитываться. ПМПК не может отвечать на вопрос, где должен ребенок воспитываться. Ответ один – в семье. И если заключение ПМПК содержит рекомендацию о пребывании ребенка в стационарной организации социального обслуживания, то можно говорить о том, что конкретная ПМПК проводит политику, направленную на нарушение прав ребенка на воспитание в семье (ст. 54 Семейного кодекса РФ), на нарушение прав родителей на преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами (ст. 63 Семейного кодекса РФ), на нарушение права на помощь государства в определении условий получения образования наравне с другими детьми без дискриминации (Федеральный закон "Об образовании в РФ").

ПМПК при определении специальных условий для получения образования ребенком должна, в том числе, указать и социальные услуги, в которых нуждается ребенок для воспитания и обучения. Но проживание ребенка в интернате, т.е. предоставление социальных услуг в стационарной форме, не является условием, необходимым для воспитания и обучения. Определение формы получения социальных услуг (а они предоставляются также на дому и в полустационарной форме) не входит в компетенцию ПМПК.  В заключении ПМПК не может быть ни слова о месте получения социальных услуг, предоставляемых в соответствии с  Федеральным законом "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и форме их получения (на дому, в полустационарной форме или в стационарной).

Важно: законодательство РФ не наделяет ПМПК какими-либо полномочиями в сфере социального обслуживания. Виды социальных услуг и форма (условия) предоставления социальных услуг определяется уполномоченным органом или организацией в сфере социального обслуживания на основе оценки индивидуальной нуждаемости в таких услугах и по заявлению гражданина в соответствии с законодательством о социальном обслуживании населения.

Повторимся: рекомендация о пребывании ребенка в стационарной организации социального обслуживания (например, в детском доме-интернате для умственно отсталых детей) или о получении социальных (реабилитационных) услуг в стационарных условиях (в детском доме-интернате) в заключении ПМПК  противоречит законодательству (Семейному кодексу РФ, законодательству о социальном обслуживании и об образовании) и не отвечает интересам семьи и ребенка.

Такие рекомендации - превышение ПМПК своих полномочий.

Если в заключении ПМПК содержится единственная рекомендация о коррекционных занятиях в реабилитационных центрах или центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи, то такая рекомендация - это невыполнение ПМПК обязанностей, установленных Положением о ней.

Поэтому указанные заключения ПМПК подлежат обжалованию в вышестоящую ПМПК (центральная ПМПК города или субъекта РФ), в орган образования, прокуратуру. Пример жалобы

4. Заключение ПМПК относительно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 

На практике заключение ПМПК в отношении таких детей дает ответ на вопрос, куда устроить ребенка на воспитание и обучение до его устройства в семью (образовательная организация, медицинская организация или организация социального обслуживания). Если речь идет об образовательной организации, то ПМПК укажет программу, по которой ребенку надо обучаться, и условия обучения. Однако в отношении детей, которым рекомендуется пребывание в медицинской организации или в стационарной организации социального обслуживания,  единственной рекомендацией в заключении ПМПК остается только помещение в такую организацию. Зачастую только после помещения ребенка в  организацию встает вопрос о реализации его права на образование. Для этого необходимо заключение ПМПК. 

В соответствии со статьей 121 Семейного кодекса РФ устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимаются только органы опеки и попечительства. Именно орган опеки и попечительства выбирает форму устройства (усыновление, опека или попечительство, иные формы устройства в семью, помещение в сиротскую организацию), а при выборе такой формы как устройство в сиротскую организацию именно орган опеки и попечительства выбирает вид организации (образовательную, медицинскую, социального обслуживания).  Определение, в какую сиротскую организацию подлежит помещению ребенок, не входит в компетенцию ПМПК (смотри Положение о ПМПК). ПМПК не может выйти за рамки своих полномочий. Поэтому даже при обращении за рекомендациями в отношении ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, ПМПК дает описание условий воспитания и обучения без определения вида и типа организации, в которой воспитание и обучение должно осуществляться.

На основании заключения ПМПК орган опеки и попечительства выбирает организацию, в которую подлежит помещению ребенок, путем взаимодействия с органами образования и социального обслуживания населения. Такие органы должны предоставить органу опеки и попечительства сведения об организациях, в которых созданы условия для воспитания и обучения ребенка, соответствующие заключению ПМПК. Орган опеки и попечительства соотносит условия обучения и воспитания, созданные в различных организациях, и принимает решение о помещении ребенка в соответствующую организацию.

Необходимо отметить, что орган опеки при выборе организации для устройства ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, должен отдельно рассматривать вопрос о месте получения ребенком образования. Приоритет в организации образования для лиц, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, или в организациях, осуществляющих социальное обслуживание, в соответствии со статьей 63 Федерального закона «Об образовании в РФ» отдается получению ребенком образования образования вне таких организаций путем организации получения образования в общеобразовательных организациях.  Поэтому при принятии решения о том, в какую организацию помещается ребенок, должен быть исследован и вопрос доступности для него образования в общеобразовательных организациях.

Обжалование заключения ПМПК...

  

 

 


 

Образец жалобы на заключение ПМПК о пребывании в интернате

Образец жалобы на заключение ПМПК о реаб. услугах