— Текст

— Пояснения к тексту

— Документы

— Блоки

О навигаторе

Диагностика проблем ребенка в процессе обучения и использование ее результатов образовательной организацией

 В детском саду может проводиться оценка индивидуального развития ребенка (педагогическая диагностика, осуществляемая педагогическими работниками, и психологическая диагностика, проводимая педагогами-психологами, психологами). Это предусмотрено Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Однако этим же Федеральным стандартом установлено (п. 3.2.3), что участие ребенка в диагностике допускается только с согласия его родителей. Письменное согласие, как правило, запрашивается администрацией образовательной организации еще при приеме в нее ребенка. При этом согласие это распространяется администрацией на любые проводимые в течение срока пребывания ребенка в организации диагностические мероприятия. Поэтому необходимо быть внимательными при подписании согласия. Если нам не нравится, что согласие касается любых диагностический мероприятий, то такое общее согласие подписывать не стоит. При этом целесообразно написать заявление о том, что готовы давать согласие на конкретные диагностические мероприятия.

Важно: Федеральным стандартом установлено, что результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

А результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Т.е. результаты диагностики не могут являться поводом к выводам о том, что ребенок не может находиться в группе, детском саду, а призваны разрабатывать новые более эффективные методы работы с ребенком в целях решения задач, поставленных перед дошкольным образованием.

Однако, если в детском саду не умеют работать с детьми с определенными особенностями развития, если специалисты не справляются с воспитанием или обучением ребенка, то результаты диагностики, свидетельствующие об отсутствии динамики в развитии у ребенка тех или иных навыков, безусловно станут поводом к тому, чтобы администрация детского сада предложила родителям пройти с ребенком психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Цель – определение условий обучения ребенка, соответствующих особенностям его развития.

К сожалению, нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда за "благими намерениями" детского сада скрывается только его желание  "избавиться" от неудобного ребенка. Если детский сад не желает заниматься с "неудобным" ребенком, на родителей, как правило, оказывается психологическое давление, направленное на принятие ими решения об изменении условий обучения в детском саду или смены образовательной организации (детского сада). Родителям постоянно будут сообщать о том, что ребенок "не может", "не справляется",  детский сад не может создать необходимые ребенку условия и т.д. 

Данная ситуация может возникнуть не только в специальном образовательном учреждении (группе, классе), но и в обычной школе или детском саду, если ребенок нарушает дисциплину, «неадекватно» себя ведет, не справляется с соответствующей образовательной программой и прочее. Претензии, предъявляемые образовательной организацией к ребенку,  могут подтверждаться заключениями специалистов, докладными педагогов, заявлениями родителей других детей, а также заключением психолого-педагогического консилиума образовательной организации или даже специалистов очередной (внеочередной) ПМПК, которая проводила работу, например, в помещениях детского сада. Иногда родителям сообщают о том, что ребенка обследовали (протестировали) в детском саду в рамках внутренней или выездной ПМПК и на основании этого обследования собираются изменить условия воспитания или образования.

Важно: любое обследование, в том числе педагогическая или психологическая диагностика, осуществляемая педагогическими работниками образовательной организации, а также обследование ПМПК – может проводиться только с согласия родителей, которое должно быть выражено в письменной форме в виде заявления о проведении обследования/диагностики или заявления о согласии с проведением обследования/диагностики.  При этом надо помнить, что мы имеем право присутствовать при проведении обследования/диагностики (часть 3 статьи 44 Федерального закона "Об образовании в РФ" устанавливает право родителей присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей).

Если родители не выразили согласие в письменной форме, а обследование/диагностика было проведено без их ведома и с уведомлением, но против воли родителей, действия  детского сада или ПМПК являются незаконными.

Если обследование еще не производилось, а к родителям просто поступило такое предложение, они могут дать согласие на обследование ребенка, в том числе специалистами внутреннего психолого-педагогического консилиума. В этом случае родители могут потребовать обеспечение возможности своего личного присутствия при диагностике (обследовании) ребенка. Такое требование целесообразно выразить в письменной форме. По окончании диагностики/обследования ребенка специалистами родителей должны познакомить с их результатами.   

Родители вправе отказаться от обследования/диагностики, если понимают, что ребенка намерены «вывести» из детского сада. Однако отказ родителей должен иметь под собой основания.

Родительское решение о проведении или непроведении тех или иных диагностических мероприятий, в том числе обследование ПМПК, зависит не только от сложившихся между детским садом, ребенком и родителями отношений, но прежде всего от объектиных потребностей ребенка. Детский сад действительно может нуждаться в результатах педагогической или психологической диагностики, а иногда и в обследовании ПМПК для того, чтобы появилась возможность создать ребенку специальные условия обучения (заключение ПМПК – официальное подтверждение потребности ребенка в специальных условиях обучения: такие условия дополнительно финансируются государством и создаются в соответствии с законодательством).  Для того чтобы понять истинные мотивы действий детского сада, достаточно попросить администрацию предоставить характеристику на ребенка для предъявления в ПМПК. Если цель детского сада – получить официальное подтверждение нуждаемости ребенка в специальных условиях для создания в детском саду этих условий, то в характеристика будет позитивной и в ней будут указаны рекомендации сада по необходимым ребенку специальным условиям обучения. В таком случае родителям целесообразно внимательно отнестись к рекомендации детского сада пройти ПМПК, не стоит ее игнорировать.

Безусловно есть риск того, что ПМПК может указать такие условия обучения, которые не могут быть созданы в конкретной образовательной организации, и вполне возможно, что следствием прохождения ПМПК станет необходимость перехода ребенка в другую группу или даже детский сад. Однако такое изменение возможно только по заявлению родителей ребенка. Без заявления родителей перевод из группы в группу, отчисление из детского сада невозможны.

Если же родители понимают, что детский сад не желает работать с "неудобным" ребенком, то для принятия ими решения о проведении диагностики, прохождении ПМПК – целесообразно проконсультироваться у специалистов, не являющимися работниками детского сада, который посещает ребенок. При этом необходимо просить у специалистов заключения или рекомендации об условиях обучения ребенка, о методах обучения, способствующих эффективному обучению и социализации. Если специалисты будут высказываться за изменение условий обучения, то стоит внимательно отнестись к рекомендации детского сада пройти ПМПК, т.к. такая рекомендация может быть вызвана не только тем, что детский сад не  желает работать с "неудобным" ребенком.  

Если администрация детского сада будет настаивать на проведении обследования, то родители могут подать заявление в адрес руководителя детского сада. В таком заявлении описывается сложившаяся ситуация и извещение о том, что родители – против предлагаемых обследований. Также при конфликтной ситуации можно обратиться с жалобой в органы образования. При необъодимости жалобу можно подать в прокуратуру, Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки.  

В случае если образовательная организация заявляет о намерении отчислить ребенка на основании результатов обследования ПМПК, необходимо понимать следующее. Законодательством не установлены такие основания для прекращения образовательных отношений как изменение рекомендаций ПМПК об условиях обучения. Заключение ПМПК — это рекомендации специалистов, которые являются поводом для родителей задуматься об адекватном образовательном маршруте ребенка; но решение, следовать этим рекомендациям или нет, принимают родители исходя из интересов ребенка. Поэтому  целесообразно сообщить руководителю детского сада о своем несогласии с данными рекомендациями (заключением) специалистов, в том числе специалистов ПМПК. Если администрация будет настаивать на исключении ребенка из детского сада на основании рекомендаций специалистов и настойчиво требовать забрать документы и больше не приводить ребенка в  детский сад, необходимо обратиться с жалобой в органы образования.  

Важно:  При решении вопросов, связанных с обучением ребенка, главным критерием являются интересы ребенка. Без согласия родителей изменение условий обучения незаконно. Но будет ли сохранение прежних условий соответствовать интересам ребенка? И если в основном на практике распространены истории о том, как образовательная организация не желает заниматься "неудобным" ей ребенком, – случаи, когда родители в борьбе за права ребенка не учитывают особенности его развития, тоже встречаются. Бывает, что родители не желают принять тот факт, что их ребенок не будет таким, как другие дети, не верят, что целесообразнее не "мучить" ребенка обычными условиями и  программой обучения, а сделать упор на развитие других навыков. Обращение к специалистам, не представляющим образовательную организацию, в которой обучается ребенок, – это исследование проблемы независимыми специалистами, т.е. людьми, не связанными с образовательной организацией  и не являющимися родителями (последние не всегда могут объективно оценить способности и возможности ребенка). Стоит задуматься и о том, что если образовательная организация до сих пор не нашла эффективных методов и способов обучения ребенка, то сложно предположить, что она их самостоятельно найдет под давлением родителей (хотя и такое бывает). И без рекомендаций специалистов о способах и методах обучения, т.е. рекомендаций о том, как работать с ребенком, чтобы обучение было эффективным и успешным в прежних условиях, проблема с обучением не уйдет. Решение такой проблемы, как показывает практика, целесообразно осуществлять с поддержкой специалистов. Это дает родителям и поддержку профессионалов, и защиту от других лиц, которые могут вмешиваться в эту историю разными способами (например, органы опеки). Ведь ситуацию можно описать и с другой точки зрения: родители действуют не в интересах ребенка!

Выбор способов взаимодействия с образовательной организацией – личный выбор родителей, который основывается, в том числе, и на личной оценке разных условий пребывания ребенка в конкретной образовательной.организации.