— Текст

— Пояснения к тексту

— Документы

— Блоки

О навигаторе

Как устроиться в дошкольную организацию

Министерством образования и науки РФ установлен Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования.

Все граждане, имеющие право на получение дошкольного образования (т.е. все дети до 7-8 лет) должны быть обеспечены по желанию законных представителей местом в детском саду. Кроме того, за каждым детским садом закрепляется органами местного самоуправления, а в Москве и Санкт-Петербурге – органами власти субъекта РФ определенная территория. Дети, проживающие на закрепленной за  детским садом территории, должны быть обеспечены местами в таком детском саду. Акт о закреплении территорий за  детскими садами издается не позднее 1 апреля текущего года.

В приеме в детский сад может быть отказано только по причине отсутствия в нем свободных мест. В случае отсутствия мест в детском саду родители ребенка  обращаются непосредственно в орган образования  для определения организации, в которой ребенок может  получить дошкольное образование.

Для оформления в детский сад необходимо получить направление в него в порядке, устанавливаемым органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Например, в Москве порядок получения направления в детский сад определен Временными правилами регистрации заявлений о постановке на учет, внесения изменений в имеющиеся заявленияи направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования города Москвы.

Документы о приеме в детский сад подаются в ту образовательную организацию, в которую получено направление. Прием в детский сад осуществляется по личному заявлению родителя ребенка при предъявлении следующих документов:

1) оригинала документа, удостоверяющего личность родителя;

2) медицинского заключения на ребенка – при первичном поступлении в детский сад;

3) оригинала свидетельства о рождении ребенка или документа, подтверждающего родство заявителя (или законность представления прав ребенка);

4) свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документа, содержащего сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания, – для детей, проживающих на закрепленной территории;

5) заключения психолого-медико-педагогической комиссии – для обучения детей с ОВЗ по адаптированной образовательной программе дошкольного образования.  

Дети, родители которых не представили необходимые для приема в детский сад документы, остаются на учете как дети, нуждающиеся в предоставлении места в детском саду, а место в детском саду предоставляется при освобождении мест в течение года.

Заявление о приеме в детский сад и прилагаемые к нему документы регистрируются детским садом в журнале приема заявлений о приеме в детский сад. После регистрации заявления родителям выдается расписка в получении документов с информацией о регистрационном номере заявления и перечне представленных документов, которая заверяется подписью ответственного должностного лица и печатью образовательной организации.

После приема документов детский сад заключает с родителями договор об образовании. В договоре указывается режим пребывания ребенка, группа, в которую ребенок принимается, условия оплаты услуг по присмотру и уходу за детьми, права и обязанности детского сада и родителей, срок действия договора и другие условия. При возникновении вопросов по пребыванию ребенка в детском саду, в том числе защите прав и законных интересов ребенка, руководствоваться необходимо положениями договора. Примерная форма договора утверждена Минобрнауки России.

В течение 3 рабочих дней после заключения договора руководитель образовательной организации издает приказ о зачислении ребенка в детский сад.

При получении направления в детский сад необходимо помнить о праве родителей на выбор образовательной организации (для детей с ОВЗ – в пределах рекомендаций ПМПК). Органы образования и службы, комплектующие дошкольные образовательные организации, должны оказывать содействие родителям в выборе детского сада.

Незаменимым подспорьем в выборе подходящего детского сада является  «родительский телеграф»: посоветуйтесь с теми, кто стоял перед таким выбором до вас. В этом случае, как и во всех остальных, неоценимы родительские объединения. Созданы замечательные ассоциации родителей, объединенные общей проблемой, где родители особых детей смогут получить не только сочувствие и моральную поддержку, но и практический совет.

Выбрать, в какой детский сад отдать ребенка мы, конечно, можем сами — это  право родителей. Однако наилучшим образом помочь ребенку можно тогда, когда наши родительские усилия объединяются с мнением специалистов. Поэтому лучше все-таки посоветоваться со специалистами, наблюдающими нашего ребенка (педиатр, логопед, психолог и т.д.), которым мы доверяем. Если ребенок пока еще не занимается со специалистами, то такого специалиста мы найдем в специальных центрах по психолого-медико-социальному сопровождению детей и подростков, а также в других государственных и негосударственных организациях, помогающих детям с проблемами и особенностями развития. Списки реабилитационных, образовательных и коррекционных организаций, работающих в разных городах, можно найти на сайтах:

•  http://www.osoboedetstvo.ru/allied/index.htm

•  http://www.obrazovanie.perspektiva-inva.ru/

•  http://www.obrazovanie.perspektiva-inva.ru/ 

•  http://www.miloserdie.ru/ 

•  http://www.psyparents.ru

Если мы не можем сами определиться в выборе детского сада и рядом нет специалистов, которые подскажут подходящее место для нашего ребенка, — то   обращаемся в орган образования сзаявлением о содействии в подборе дошкольной образовательной организации.

Вариант ответа органа образования на обращение, в котором констатируется, что на определенной территории отсутствуют дошкольные организации, в которых созданы необходимые для ребенка условия, или предлагается организация, которая расположена так далеко от места проживания ребенка, что семья не может выстроить процесс ее посещения ребенком без физических, материальных затрат, наносящих существенный урон жизни семье и интересам ребенка (например, отсутствует прямой транспортный маршрут, продолжительность нахождения в пути и способ доставки не соответствуют психофизическим возможностям ребенка или возможностям родителей). В таком случае в тот же орган надо адресовать обращение, в котором привести доводы того, что органне выполнил своей обязанности (не подобрал организацию) иливыполнил ее ненадлежащим образом (предложил не подходящую организацию). 

Если повторное обращение в орган образования не дало необходимых результатов, направляется жалоба набездействие органа илинедобросовестное исполнение обязанностейорганом в вышестоящий орган образования.

Если вышестоящий орган образования также бездействует, обращаемся к мэру населенного пункта, губернатору, в прокуратуру, к уполномоченному по правам ребенка (или человека, если отсутствует по правам ребенка).

Если руководитель детского сада отказывает в зачислении ребенка в детский сад или предлагает особые условия посещения ребенком детского сада, которые отличаются от условий посещения, оговоренных для других детей, не соответствуют интересам ребенка и семьи, не соответствуют заключению ПМПК, то целесообразно предупредить руководителя детского сада, что в этом случае его действия (бездействия) будут обжалованы в органы образования. При этом надо проследить, чтобы заявление о приеме было зарегистрировано в журнале приема заявлений. Важно помнить, что нельзя доверять устным решениям руководителя, необходимо просить предоставить в письменной форме отказ в приеме или предложения детского сада об особых условиях его посещения ребенком. Получен ли письменный отказ, предложения об особых условиях или нет,  у родителей есть право обратиться в орган образования за содействием в разрешении ситуации. Орган образования либо поможет разрешить ситуацию, либо разъяснит, что в такой ситуации может предложить с целью обеспечения получения ребенком дошкольного образования. Если ответы органа образования будут содержать информацию о том, что отсутствуют детские сады, в котором имеются условия для получения ребенком образования, или будут предлагать другие детские сады, которые расположены далеко, то необходимо обжаловать их действия в том же порядке, как и при решении вопроса с выбором организации, подходящей ребенку.

Заявление о содействии в подборе дошкольной образовательной организации

Жалоба на неисполнение обязанностей органом

Орган выполнил обязанности ненадлежащим образом (предложил не подходящую организацию)

Орган не выполнил свои обязанности (не подобрал школу)

Жалоба на недобросовестное исполнение обязанностей органом