— Текст

— Пояснения к тексту

— Документы

— Блоки

О навигаторе

Школьное (начальное, основное и среднее общее) образование

Конституция Российской Федерации устнавливает право каждого гражданина на образование (статья 43). Одновременно определены гарантии реализации этого права: гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование, к которому относится дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование (программы образования десткого сада и школы), является обязательным. На родителей  или лиц, их заменяющих, Конституцией РФ возлагается обязанность обеспечить получение детьми основного общего образования.

В статью 5 Федерального закона "Об образовании в РФ" отдельно включено уточнение, что доступность образования гарантируется для каждого гражданина, включая гражданина с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) независимо от этих возможностей. Доступность для граждан с ОВЗ обеспечивается созданием необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ.

Таким образом любой ребенок независимо от особенностей его развития, тяжести состояния его здоровья должен обучаться по общеобразовательной программе. Зачастую можно наблюдать непонимание обязанности государства и родителей обучать любого ребенка: чему можно научить "лежачего", неговорящего ребенка? На этот вопрос законодатель ответил, определив, что содержание образовательной программы зависит от психофизических возможностей ребенка. Т.е. для любого ребенка может быть разработана программа, позволяющая ему развиваться в силу своих возможностей.  Законодатель также выделяет особую группу обучающихся - обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К таким обучающимся относятся физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Для групп таких обучающихся со сходными ограничениями здоровья устанавливаются специальные требования к организации их образования и разрабатываются адаптированные образовательные программы, вплоть до  индивидуальных программ и планов развития, которые устанавливают  содержание образования конкретного ребенка.

Ребенок признается обучающимся с ОВЗ психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК). Именно такая комиссия устанавливает, что ребенок имеет недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, которые для получения образования требуют создания специальных условий.

Ребенок признается обучающимся с ОВЗ независимо от наличия у него инвалидности. Отсутствие инвалидности не влияет на признание или непризнание ребенка таким обучающимся, также как наличие инвалидности не является показанием для признания ребенка обучающимся с ОВЗ. Медико-социальная экспертиза, которая устанавливает инвалидность, уполномочена самостоятельно определять в индивидуальной программе реабилитации и абилитации (ИПРА) ребенка-инвалида особенности его обучения. И при определении условий обучения и содержания образования рекомендации такой программы должны исполняться образовательной организацией. Однако в силу медицинской специализации медико-социальной комиссии рекомендации по обучению включаются ею в ИПРА в соответствии с заключением ПМПК как специализированной комиссии соответствующего профиля.
Признание ребенка обучающимся с ОВЗ  влечет обязанность государства, образовательных организаций создавать условия для получения им образования в соответствии с заключением ПМПК ("специальные условия"), соответствующими нормативными правовыми актами, регулирующими организацию обучения детей с ОВЗ. В этих целях образовательным организациями выделяются дополнительные денежные средства.

Под специальными условиями понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ (статья 79 Федерального закона «Об образовании»). При получении образования обучающимся с ОВЗ предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.Таким образом, ребенок с ОВЗ может рассчитывать на целый ряд конкретных мер поддержки при получении образования 

Необходимо отметить, что прием ребенка на обучение по адаптированной для обучающихся с ОВЗ образовательной программе возможен только на основании заключения ПМПК. Т.е. ребенок может быть принят в класс или школу, в которой организовано обучение, например, детей с нарушениями зрения или аутистического спектра, только при наличии соответствующего заключения ПМПК, даже если рекомендация о таком обучении включена в ИПРА ребенка-инвалида.

В то же время интересны практики регионов по финансированию создания специальных условий для обучения детей с ОВЗ. Так, в г. Москве установлены дифференцированные нормативы финансирования специальных условий для обучающихся с ОВЗ, являющихся инвалидами. А условия для таких обучающихся без инвалидности финансируются отдельно исходя из индивидуального расчета необходимых на них затрат. Поэтому в г. Москве образовательным организациям проще создавать специальные условия обучения для детей, являющимися инвалидами.

Обучение по программам начального общего образования в образовательной организации начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить ей прием детей на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте (часть первая статьи 67 Федерального закона «Об образовании в РФ»). Установлены сроки получения школьного образования.

Дети с особенностями развития могут достигать уровень развития, достаточный для получения школьного образования, позже своих сверстников или в силу проведения лечения в дошкольном периоде нуждаться в дополнительной подготовке к школе. Поэтому в ряде ситуаций можно (и целесообразно)  продлить период дошкольного образования.

Школьное образование (начальное, основное и среднее общее образование) может быть получено:

Над вопросом о том, когда, где и как получать школьное образование ребенку, следует задуматься примерно за год до достижения возраста начала его получения (за год до поступления в школу).

Добавим, что одной из задач образования обучающихся с ОВЗ является их социальное развитие (статья 5 Федерального закона «Об образовании в РФ»). Социальное развитие возможно только в окружении людей, в разных социальных ситуациях. Поэтому так важно, чтобы дети с особенностями занимались в коллективе, набирались опыта взаимодействия с окружающим миром в различных ситуациях. Социализация является залогом будущей успешной интеграции в обществе.  Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок оказался в коллективе сверстников — в школе, классе. Опыт специалистов, работающих с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями, позволяет утверждать, что обучение ребенка в коллективе сверстников возможно практически всегда (с различными подходами к организации пребывания ребенка в среде сверстников) — независимо от «тяжести» состояния, в котором находится ребенок. Вопрос состоит лишь в грамотной и оптимальной организации такого обучения. Убедительное доказательство этому — многолетний опыт работы в РБОО «Центр лечебной педагогики» (Москва) групп с детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения развития. Такие группы, поначалу именовавшиеся в Центре «лежачими» и постепенно превращавшиеся в «сидячие», собирались 2 раза в неделю. Выпускники этих групп в дальнейшем учились и учатся по адаптированным образовательным программам в классах, функционирующих в государственной системе образования.

Федеральный закон об образовании