— Текст

— Пояснения к тексту

— Документы

— Блоки

О навигаторе

Совместно со сверстниками

Обучение в классе обычной школы вместе с детьми без ОВЗ

В соответствии со статьей 79 Федерального закона "Об образовании в РФ" образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Таким образом, ребенок с особенностями развития может получать образование в обычном классе обычной школы совместно со сверстниками, не имеющими ограничений здоровья. Однако если особенности развития ребенка таковы, что для его успешной социализации и обучения нужны специальные условия, то эти специальные условия школа может создать только на основании заключения ПМПК (школа будет получать на это дополнительное финансирование на основании заключения ПМПК). Родители могут выбрать обычный класс обычной школы для обучения ребенка; но если педагоги  образовательной организации придут к выводу, что они не справляются с поставленными задачами по воспитанию и обучению ребенка имеющимися в их распоряжении ресурсами, то встанет вопрос о том, что обучение и воспитание ребенка в таких условиях не отвечает его интересам. И тогда будет необходимо заключение ПМПК – для создания ребенку специальных условий в этой образовательной организации или классе либо для перевода ребенка в  организацию, где имеются необходимые для его обучения условия.

Поэтому надо взвесить способности и возможности ребенка и, опираясь на рекомендации специалистов:

- либо попробовать получать школьное образование без создания специальных условий (для чего не требуется заключение ПМПК), 

- либо  пройти ПМПК и получить заключение с рекомендациями о специальных условиях обучения, чтобы устраиваться в класс или школу, где будут созданы ребенку специальные условия обучения, как при обучении в отдельных образовательных организациях, включая обучение по подходящей ребенку адаптированной образовательной программе.

В последнем случае на отношения, возникающие с 1 сентября 2016 года, распространяются федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598) и федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599). В указанных стандартах заданы ориентиры для определения необходимости и возможности обучения ребенка с ОВЗ совместно со сверстниками, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, а именно:

- достижение ребенком к моменту поступления в школу уровня развития, близкого к возрастной норме;
- наличие положительного опыта общения со здоровыми сверстниками.

При этом определено, что в спорных случаях на момент поступления ребенка в образовательную организацию с согласия родителей рекомендуется более сложная образовательная среда, а если обучающийся в таком случае не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов в течение года, то, в соответствии с рекомендациями ПМПК, с согласия родителей его можно перевести на другой вариант обучения.

Стандарты определяют в основном четыре варианта обучения детей со сходными образовательными потребностями. Первый вариант и в некоторых случаях второй (например, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата) предусматривает обучение ребенка с ОВЗ в среде здоровых сверстников. Определены, в частности, особенности организации совместного обучения детей с расстройствами аутистического спектра. Указанные варианты обучения предусматривают и особые требования к организации обучения, вызванные обучением ребенка с ОВЗ в среде здоровых сверстников, включая обучение ребенка по подходящей ему адаптированной образовательной программе. Определение варианта обучения и рекомендация его родителям возлагается на психолого-медико-педагогическую комиссию.

К сожалению, в законодательстве нет прямого указания, что любой ребенок по любой программе может обучаться совместно со здоровыми сверстниками. Некоторые действующие нормы могут толковаться не в пользу такого вывода. Но, несмотря на это, любой ребенок по любой программе может обучаться совместно со здоровыми сверстниками. правда, это может быть очень нелегко для школы, а может не устраивать и семью.

Итак, если уже есть заключение ПМПК, то выбор родителями конкретной  школы  и класса обусловлен рекомендациями ПМПК о том, по какой программе ребенку рекомендовано обучаться, какие методы обучения и воспитания должны использоваться при обучении, специальные учебные пособия, технические средства обучения, о предоставлении услуг ассистента (помощника), коррекционных занятий, а также об условиях доступности и других условиях, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Т.е. задача родителей – найти образовательное учреждение, в котором созданы те условия, которые необходимы ребенку, или они могут быть созданы.

Если мы хотим, чтобы ребенок обучался в классе, в котором предусмотрено совместное обучение детей с ОВЗ и детей без ОВЗ, то мы должны решить: ребенок пойдет в такой класс как ребенок, не нуждающийся в специальных условиях – или как нуждающийся в них. Если особенности развития ребенка таковы, что для его успешной социализации и обучения нужны специальные условия, то эти специальные условия школа для ребенка может создать только на основании заключения ПМПК (школа будет получать на это дополнительное финансирование на основании заключения ПМПК). Таким образом,  можно  пойти в класс, где совместно обучаются разные дети, без запроса на те специальные условия, которые будут создаваться детям, признанным обучающимися с ОВЗ; но если педагоги и администрация школы придут к выводу, что они не справляются с поставленными задачами по воспитанию и обучению ребенка имеющимися в их распоряжении методами и ресурсами, – то встанет вопрос о том, что обучение и воспитание ребенка в таких условиях не отвечает его интересам. В случае с  классом, где совместно обучаются дети с ОВЗ и без ОВЗ, значение имеет количество детей с ОВЗ и количество детей без потребности в создании специальных условий. Соотношение количества детей может быть регламентировано нормативными правовыми актами (например, для групп комбинированной направленности дошкольных образовательных организаций). Поэтому если возникнет ситуация, когда в соответствии с заключением ПМПК ребенок, находясь в  таком классе, переходит из категории «здоровых» детей в категорию детей с ОВЗ, то школа и органы образования при превышении нормативов соотношения тех и других детей могут поставить вопрос о смене  класса или школы.

Поэтому надо взвесить способности и возможности ребенка и, опираясь на рекомендации специалистов:

- либо попробовать получать  образование без создания специальных условий в таком классе (для чего не требуется заключение ПМПК); 

- либо пройти ПМПК и получить рекомендации по специальным условиям.