— Текст

— Пояснения к тексту

— Документы

— Блоки

О навигаторе

Выбор школы и прием в нее

Министерством образования и науки РФ установлен Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Государство должно обеспечить прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

Акт органов местного самоуправления, а в Москве и Санкт-Петербурге – органов исполнительной власти субъектов РФ о закреплении образовательных организаций за конкретными территориями издается не позднее 1 февраля текущего года.

Школа на информационном стенде, на официальном сайте в сети «Интернет», в средствах массовой информации размещает информацию о количестве мест в первых классах не позднее 10 дней с момента издания акта о закрепленной территории, а также о наличии свободных мест для приема детей, не проживающих на закрепленной территории, не позднее 1 июля.

Прием заявлений в 1 класс для граждан, проживающих на закрепленной территории, начинается не позднее 1 февраля и завершается не позднее 30 июня текущего года.

Для детей, не проживающих на закрепленной территории, прием заявлений в 1 класс начинается с 1 июля текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года. Если школа закончила прием в 1 класс всех детей, проживающих на закрепленной территории, – прием детей, не проживающих на такой территории, может быть начат ранее 1 июля.

Школа может установить график приема документов в зависимости от адреса регистрации по месту жительства (пребывания).

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением школ с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения, или образовательные программы которых интегрированны с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, или образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, прием в которые осуществляется на основании оценки способностей к занятию отдельным видом искусства или спорта, а также при отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта.

В случае отсутствия мест в  школе родители ребенка  обращаются непосредственно в орган образования  для определения школы, в которой ребенок может учиться.

Прием в школу осуществляется по личному заявлению  родителя ребенка  в школу при предъявлении следующих документов:

1) оригинала документа, удостоверяющего личность родителя;

2) оригинала свидетельства о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка);

3) свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документа, содержащего сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания, - для детей, проживающих на закрепленной территории;

4) заключения психолого-медико-педагогической комиссии – для обучения детей с ОВЗ по адаптированной основной общеобразовательной программе. 

Все иные документы, в том числе медицинская карта ребенка, представляется в школу по усмотрению родителей, требовать ее представления школа не имеет права.

Заявление о приеме в школу и прилагаемые к нему документы регистрируются  в журнале приема заявлений о приеме в школу. После регистрации заявления родителям выдается расписка в получении документов с информацией о регистрационном номере заявления и перечне представленных документов, которая заверяется подписью ответственного должностного лица и печатью образовательной организации. Если школа отказывает в регистрации заявления, то необходимо обратиться в орган управления образования.

Заключение договора между родителями и школой на обучение по общеобразовательным программам в школе в рамках государственных гарантий (бесплатно) законодательством не предусмотрено и требование о его заключении со стороны школы незаконно. Образовательные отношения возникают в этом случае с момента издания акта о приеме ребенка в школу (приказа о зачислении).

Если  школа отказывает в приеме ребенка или предлагает особые условия посещения ребенком школы, которые отличаются от условий посещения, оговоренных для других детей, не соответствуют интересам ребенка и семьи, не соответствуют заключению ПМПК, то целесообразно сообщить руководителю школы, что его действия будут обжалованы в органы образования. При этом важно проследить, чтобы заявление о приеме было зарегистрировано в журнале приема заявлений. Не стоит верить устным решениям руководителя и следует просить предоставить в письменной форме отказ в приеме или описание особых условий посещения школы. Получили ли родители письменный отказ, описание особых условий или нет, они вправе обратиться в орган образования за содействием в разрешении ситуации. Орган образования либо поможет разрешить ситуацию, либо разъяснит, что в такой ситуации может предложить с целью обеспечения получения ребенком образования. Если ответы органа образования будут содержать информацию о том, что отсутствуют школы, классы, в котором имеются условия для получения ребенком образования, или будут предлагать другие школы, которые расположены далеко, то алгоритм действий аналогичен алгоритму действий при сложностях с выбором школы в соответствии с заключением ПМПК и интересами ребенка и семьи (смотрите ниже).

Незаменимым подспорьем в выборе подходящей школы является  «родительский телеграф»: посоветуйтесь с теми, кто стоял перед таким выбором до вас. В этом случае, как и во всех остальных, неоценимы родительские объединения. Созданы замечательные ассоциации родителей, объединенные общей проблемой, где родители особых детей смогут получить не только сочувствие и моральную поддержку, но и практический совет.

Выбрать, в какую школу отдать ребенка — это  право родителей. Однако наилучшим образом помочь ребенку можно тогда, когда родительские усилия объединяются с мнением специалистов. Поэтому лучше все-таки посоветоваться со специалистами, наблюдающими ребенка (педиатр, логопед, психолог и т.д.). Если ребенок пока еще не занимается со специалистами, то такого специалиста можно найти в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, а также в других государственных и негосударственных организациях, помогающих детям с проблемами и особенностями развития. Списки реабилитационных, образовательных и коррекционных организаций, работающих в разных городах, можно найти на сайтах:

•  http://www.osoboedetstvo.ru

•  http://www.obrazovanie.perspektiva-inva.ru/

•  http://www.miloserdie.ru

•  http://www.psyparents.ru/

Если родители не могут найти школу, в которой могут быть созданы условия для обучения ребенка в соответствии с заключением ПМПК и индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида, — то   обращаемся в орган образования с заявлением о содействии в подборе образовательной организации. 
Вариант ответа органа образования на обращение, в котором констатируется, что на определенной территории отсутствуют организации, в которых созданы необходимые для обучения ребенка условия, или предлагается организация, которая расположена так далеко от места проживания ребенка, что семья не может выстроить процесс ее посещения ребенком без физических, материальных затрат, наносящих существенный урон жизни семье и интересам ребенка (например, отсутствует прямой транспортный маршрут, продолжительность нахождения в пути и способ доставки не соответствуют психофизическим возможностям ребенка или возможностям родителей), не является исполнением обязанностей органом по содействию в подборе образовательной организации. В таком случае в тот же орган надо адресовать обращение, в котором привести доводы того, что орган не выполнил своей обязанности (не подобрал организацию)  или выполнил ее ненадлежащим образом (предложил не подходящую организацию).

Если повторное обращение в орган образования не дало необходимых результатов, направляется жалоба на бездействие органа или недобросовестное исполнение им обязанностей в вышестоящий орган образования.

Если вышестоящий орган образования также бездействует, обращаемся к мэру населенного пункта, губернатору, в прокуратуру, к уполномоченному по правам ребенка региона (или человека, если отсутствует уполномоченный по правам ребенка).

 

Обращение при отказе в приеме документов в школу

Порядок приема на школьное обучение