— Текст

— Пояснения к тексту

— Документы

— Блоки

О навигаторе

В семейной форме

Законодательство дает семье право обучать ребенка самостоятельно, не отдавая его на обучение в детский сад или школу, т.е. в семейной форме обучения. При выборе семейной формы образования родители самостоятельно решают вопрос о том, кто непосредственно занимается с ребенком (сами родители, привлеченные педагоги, которых родители приглашают самостоятельно), о плане обучения по выбранной программе обучения, другие организационные вопросы. 

Право обучения ребенка в семье, а не в образовательной организации, не зависит от состояния здоровья ребенка, это право безусловное, достаточно одного желания родителей. О том, что ребенок будет обучаться дома, родители должны сообщить в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают. При этом не требуется предоставления каких-либо медицинских документов, подтверждающих возможность обучения в семье (такое требование незаконно). Законодательством не предусмотрено каких-либо оснований для отказа в реализации права семьи на обучение ребенка своими силами. Таким образом, государство не может отказать в выборе семейной формы обучения.

Однако если ребенок имеет особенности развития и планируется его обучение в семейной форме, а обучение по обычной программе обычными методами и способами затруднительно, то необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Заключение  ПМПК необходимо не только для адекватной  организации образовательного процесса (выбора образовательной программы, методов и способов обучения ребенка, учебных пособий и т.д.), но и для того, чтобы понимать, в каком образовательном учреждении следует получать консультативную помощь и проходить промежуточную и итоговую аттестацию при получении школьного образования.

Родители в соответствии с Конституцией РФ обязаны обеспечить получение ребенком основного общего образования. На школьном этапе обучения требуется прохождение аттестации в образовательной организации – это форма контроля государства над исполнением родителями обязанности по обеспечению ребенка образованием при обучении в семье. При неудовлетворительных результатах аттестации и при условии того, что академическая задолженность не будет в установленные законодательством сроки ликвидирована, ребенок должен продолжать обучение уже в образовательной организации. Т.е. семейная форма обучения на школьном этапе может быть прекращена без согласия родителей при неподтверждении исполнения родителями своих обязанностей по обучению ребенка. Таким образом, аттестация по программе, которая ребенком не может быть освоена, или в сроки, в которые не может быть освоена, или проводимая методами и способами, неподходящими ребенку, может привести к нежелательным для семьи последствиям.

Образовательная организация (школа, центр психолого-педагогической и медико -социальной помощи или иной) обязана по просьбе родителей предоставить возможность заниматься в организации по реализуемым в ней дополнительным образовательным программам, получать методическую, психолого-педагогическую, консультативную, медицинскую и социальную помощь. Обеспечение бесплатными учебниками и учебными пособиями также должно быть организовано. Поэтому рекомендации ПМПК могут стать необходимыми при определении  ребенку обязательных видов психолого-педагогической, медико-социальной помощи, выборе учебных пособий.

Указанные виды помощи предоставляются образовательной организацией или в консультационных центрах. Организация таких видов помощи возложена на органы государственной власти субъектов РФ (п. 15 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования). Чтобы узнать, где получить необходимый вид помощи, целесообразно обратиться в орган образования по месту жительства с соответствующим вопросом в письменной форме. Также при информировании уполномоченных органов об обучении в семейной форме рекомендуется узнать об образовательных(ой) организациях(и), в которых(ой) предусмотрена возможность прохождения детьми соответствующей аттестации (промежуточной и итоговой), получения необходимой помощи для обучения с учетом рекомендаций ПМПК.

В образовательную организацию ребенок, обучающийся в семейной форме, принимается для прохождения промежуточной (итоговой) аттестации, а также получения необходимой психолого-педагогической, медико-социальной помощи. Порядок прохождения аттестации в образовательной организации  определяется организацией с учетом мнения родителей (законных представителей), в том числе исходя из темпа и последовательности изучения учебного материала. Наилучшим подспорьем будут являться рекомендации ПМПК.

В любой момент обучения ребенок вправе продолжить обучение уже в школе, а не в семье, или сочетать и ту, и другую форму обучения.

При выборе семейной формы образования родители самостоятельно решают вопрос о том, кто непосредственно занимается с ребенком (сами родители, привлеченные педагоги), о плане обучения по выбранной программе обучения, о расписании занятий, другие организационные вопросы. При этом организация образовательного процесса так или иначе должна быть привязана к срокам промежуточной и итоговой аттестации, установленным в договоре с образовательным учреждением.

Проведение учебных, практических и иных занятий, выполнение лабораторных и практических работ в образовательной организации возможно, если обучение в семейной форме сочетается с обучением в образовательной организации. В такой ситуации ребенку составляется индивидуальный учебный план, в котором предусматривается посещение ребенком отдельных уроков, курсов.  

Регион вправе оказывать финансовую поддержку семьям, обучающим детей в семейной форме. Например, такая поддержка предусмотрена законодательством г. Москвы. Денежные выплаты в этом случае могут пойти, в частности, на оплату услуг привлеченных педагогов.

Письмо Минобрнауки России о семейной форме обучения