— Текст

— Пояснения к тексту

— Документы

— Блоки

О навигаторе

На дому и в медицинской организации

Обучение в медицинской организации

Часть 5 статьи 41 Федерального закона "Об образовании в РФ" устанавливает, что для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы (дошкольные и школьные) и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и заявление родителей (законных представителей) в письменной форме.

Например, в детской психиатрической больнице организовано обучение для детей, проходящих стационарное лечение.

Обучение на дому

При обучении на дому (называемое в народе "надомное обучение") образовательный процесс проходит по месту проживания ученика.

Необходимо понимать, что законодательство об образовании не предусматривает такой формы получения образования, как "надомное обучение". "Надомное обучение" с точки зрения формы получения образования надо рассматривать как очную форму обучения в образовательной организации, но образовательный процесс проходит на дому в связи с тем, что ребенку трудно ежедневно посещать детский сад/школу в связи с состоянием его здоровья. ПМПК не может давать рекомендации об обучении на дому, т.к. она определяет форму получения образования, которых две:  в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Организовать обучение на дому государство обязано только на основании медицинского заключения о таком обучении при наличии у ребенка заболевания, предусмотренного  Перечнем заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому.

Обучение на дому возможно только при наличии заявления родителей ребенка об этом. Даже имея медицинское заключение о показаниях для обучения на дому, родитель вправе отказаться от него, в том числе и уже обучая ребенка на дому.

Отметим, что для детей, которые обучаются по обычным, неадаптированным для обучающихся с ОВЗ образовательным программам, достаточно медицинского заключения об обучении на дому. Для детей, которым необходимы специальные условия для обучения в связи с ОВЗ, в том числе обучение по адаптированной образовательной программе, требуется помимо медицинского заключения и заключение ПМПК.

Только ПМПК определяет вид адаптированной образовательной программы, по которой ребенок будет обучаться на дому, и другие специальные условия обучения, которые должна создать образовательная организация и при обучении ребенка на дому. 

Для организации обучения на дому образовательная организация должна...

Количество учебных часов...

Сочетание обучения на дому и в школе...

Индивидуальные занятия в школе не являются обучением на дому...

Что важно контролировать родителям...

 

При обучении на дому количество учебных часов - урочных часов, как правило, заметно меньше урочной нагрузки при обучении в классе. Это связано с тем, что выделить педагогов на то же количество часов для обучения одного ребенка государство не может себе позволить, а также с необходимостью создания щадящего режима. Может оказаться, что в процессе обучения ребенка на дому родители приходят к выводу, что ему необходимо увеличить учебную нагрузку (количество учебных часов). В этом случае родителям следует обратиться с заявлением в письменной форме к директору школы с просьбой увеличить учебную нагрузку, мотивируя свою просьбу (например, ребенок без сложностей справляется с программой по всем предметам или отдельным предметам или, наоборот, ребенку требуются дополнительные занятия по отдельным предметам в связи с тем, что предмет тяжело усваивается). Однако предварительно обязательно надо узнать мнение педагога, который занимается с ребенком, о целесообразности изменения учебной нагрузки, а также ресурсные возможности школы и заручиться заключением врача о возможности увеличения учебной нагрузки.

Бывает также, что после некоторого периода обучения ребенка на дому родители видят, что такое обучение не соответствует его потребностям и возможностям, и он вполне может заниматься в классе или группе с другими обучающимися. В этом случае родители вправе обратиться в образовательную организацию с заявлением о переводе ребенка на обучение в классе. Отказать в приеме в класс образовательная организация в таком случае не имеет права. При этом следует иметь в виду, что если ребенку необходимо создание специальных условий для обучения (т.е. ребенок не сможет обучаться как ребенок без особенностей развития, он должен обучаться по адаптированной для обучающихся с ОВЗ образовательной программе при создании ему иных условий обучения), то эти условия могут быть созданы только при наличии соответствующего заключения ПМПК. Таким образом переход в класс, в котором создаются специальные условия обучения для детей с ОВЗ, в этом случае возможен только при наличии такого заключения.

Стоит отметить, что во многих случаях рациональной организацией образовательного процесса является сочетание занятий дома и в школе. В этом случае образовательной организацией составляется индивидульный учебный план, индивидуальное расписание посещений групповых занятий. Однако процедура организации обучения в таком случае зависит от подхода к организации образования для таких детей в различных регионах. Если родителям отказывают в такой возможности, то целесообразно получать заключение врача, в котором имеется рекомендация об обучении на дому, но с возможностью посещения групповых занятий в определенном режиме. Также рекомендации по организации обучения можно получить и в ПМПК. Далее родители должны подать заявление в образовательную организацию об организации образовательного процесса в соответствии с рекомендациями.

Одним из лучших примеров организации обучения для детей, нуждающихся в длительном лечении или не могущих посещать школы в обычных условиях, стали школы надомного обучения. В таких школах создаются возможности сочетания различных форм организации образовательного процесса — обучаться частично дома и частично посещать  как индивидульные занятия в школе, так и групповые, гибко моделировать учебный план, увеличивать сроки освоения образовательных программ. Такую вариативность не всегда может обеспечить обычная школа — хотя это вполне осуществимо при желании администрации образовательной организации. 

Важно помнить, что при наличии заключения медицинской организации родители должны подать письменное заявление об организации обучения ребенка на дому. Заявление подается в образовательную организацию, которая по уставу осуществляет обучение на дому, или в орган образования, который должен обеспечить обучение на дому той или иной образовательной организацией. Если организация или орган затягивают решение вопроса или явно не желают обучать ребенка на дому, необходимо обращаться с жалобой в прокуратуру, уполномоченному по правам ребенка.

Важно: нельзя забывать, что помимо обучения по различным предметам образовательной программы, обучающийся с ОВЗ нуждается и в коррекционных занятиях со специалистами (логопедом, дефектологом, музыкальным терапевтом, психологом и тд). Такие занятия также должны быть обеспечены в соответствии с заключением ПМПК. Относительно школьного образования необходимо знать, что Федеральные государственные стандарты для обучающихся с ОВЗ, вступающие в действие с 1 сентября 2016 года, предусматривают  коррекционные курсы, включаемые в адаптированные образовательные программы в обязательном порядке, и дополнительные, включаемые в образовательные программы образовательными организациями самостоятельно на основании заключения ПМПК. При обучении на дому образовательная организация обязана обеспечить занятия по указанным курсам тем или иным способом.

Порядок регламентации и оформления отношений между родителями ребенка, обучение которого должно быть организовано на дому или в медицинской организации, и образовательной организацией определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Родитель ребенка-инвалида, обучающегося на дому, может получать денежную компенсацию, если это установлено региональным законодательством. Размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов на эти цели определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, законодатель отдал этот вопрос на решение каждым регионом самостоятельно. В качестве примера регулирования можно рассмотреть нормативные правовые акты Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Федеральный закон об образовании

Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому.

Обучение на дому Москва

Обучение на дому Санкт-Петербург

Обучение на дому Ленинградская область