На практике организации сталкиваются с множеством проблем как на этапе включения в реестр, так и на этапе оказания услуг и получения компенсаций из бюджета.
Основные барьеры для вступления в реестр поставщиков социальных услуг
Барьеров для вступления НКО в реестр поставщиков социальных услуг гораздо больше, чем стимулов. Причем зачастую НКО останавливают даже не реальные трудности и ограничения, а негативный опыт и мнение коллег, которые пытались войти в реестр поставщиков, либо имеют опыт оказания услуг, будучи в реестре.
Административные барьеры
Они наиболее значимы для НКО. Даже один фактор из этого списка обычно убеждает руководителей организаций, что им нет смысла получать статус поставщика социальных услуг:
- непонятные условия получения статуса, прав и возможности поставщиков социальных услуг, вошедших в реестр;
- сложный пакет документов для включения в реестр, трудности при его подготовке;
- бюрократия со стороны сотрудников уполномоченного органа, неготовность оказывать консультации и помогать в подготовке документов;
- долгий срок рассмотрения документов для включения в реестр;
- жесткие требования к НКО для включения в реестр: срок работы, количество клиентов, численность персонала, сайта и др.;
- региональные ограничения: сложности для организаций, работающих в нескольких регионах или по всей стране;
- жесткий стандарт услуг, оказываемых по реестру;
- требования комплексности оказываемых услуг, а также масштабирования оказываемых услуг, что возможно далеко не для всех НКО;
- неполный спектр услуг, соответствующих реестру;
- сложная отчетность, высокая затратность подготовки отчетности.
Финансовые барьеры
Многие НКО не довольны действующими тарифами, и отмечают, что они не всегда соответствуют себестоимости услуг и не пересматриваются по несколько лет.
Психологические барьеры
- Психологические барьеры возникают в результате травмирующего опыта при взаимодействии руководителя НКО или его коллег с государственными структурами в предыдущие годы:
- неудачная попытка войти в реестр несколько лет назад;
- боязнь сложной и трудозатратной отчетности;
- предубеждение в отношении сотрудничества с государством: дополнительная непрофильная нагрузка и др.
Ресурсные ограничения НКО
Организации часто вынуждены работать в условиях дефицита кадров и времени и поэтому не успевают разобраться с правилами вступления в реестр и работы в статусе поставщика социальных услуг, не могут выделить время для подготовки и подачи всех необходимых документов.
Идеологические барьеры
Услуги НКО отличает индивидуальность и гибкость. Часто НКО противопоставляют эти качества стандартизации и жестким регламентам работы для поставщиков социальных услуг.
Проблемы в работе НКО - поставщиков социальных услуг
НКО, которым удалось войти в реестр, сталкиваются с существенными трудностями:
- Недостаточность финансового возмещения за оказанные услуги делают эту работу выгодной только при большом объеме оказываемых услуг.
- Несвоевременный расчет за услуги ставит НКО в весьма затруднительное положение, приводит к задолженности по оплате труда, зачастую заставляет прибегать к коммерческим кредитам для расчета с сотрудниками.
- У НКО нет гарантий, что они смогут продолжать оказывать услуги в качестве поставщика. Заключение договоров часто затягивается и происходит не в начале года, а в марте-апреле.
- Неравная конкуренция с центрами социального обслуживания: у части НКО создается мнение, что представители власти заинтересованы в том, чтобы больший объем услуг проводился через центры социального обслуживания в ущерб негосударственным организациям.
- Вступление в реестр зачастую не дает НКО возможности получить компенсации за свои услуги: распределение бюджета происходит в начале года, и НКО не могут рассчитывать на компенсации, если организация включена в реестр в середине или в конце года.
- У многих НКО вызывает затруднения сложная и неудобная отчетность, методическая нечеткость в оформлении разных услуг, необходимость дублирования электронных отчетов бумажными экземплярами.
- Для оказания услуг по реестру от благополучателей требуется оформить ИППСУ – индивидуальную программу предоставления социальных услуг, что не всем благополучателям доступно и удобно. Кроме того, районные органы социальной защиты действуют при их оформлении неединообразно, что затрудняет работу.
В наибольшей степени к оказанию социальных услуг через реестр поставщиков соответствуют НКО двух типов:
- Организации, которые оказывают услуги ухода или патронажа. Такие услуги в наибольшей степени соответствуют всем требованиям и регламентам работы по 442-ФЗ. Часть из этих организаций, вероятно, при создании руководствовались стандартами реестра, и у них особенно серьезных проблем с оказанием своих услуг не возникало.
- Организации с именем и репутацией на рынке, которым органы власти оказывают дополнительное содействие – им идут навстречу и предоставляют персональные консультации.