— Текст

— Пояснения к тексту

— Документы

— Блоки

О навигаторе

Проблемы при включении НКО в реестр

На практике организации сталкиваются с множеством проблем как на этапе включения в реестр, так и на этапе оказания услуг и получения компенсаций из бюджета.

Основные барьеры для вступления в реестр поставщиков социальных услуг

Барьеров для вступления НКО в реестр поставщиков социальных услуг  гораздо больше, чем стимулов. Причем зачастую НКО останавливают даже не реальные трудности и ограничения, а негативный опыт и мнение коллег, которые пытались войти в реестр поставщиков, либо имеют опыт оказания услуг, будучи в реестре.

Административные барьеры

Они наиболее значимы для НКО. Даже один фактор из этого списка обычно убеждает руководителей организаций, что им нет смысла получать статус поставщика социальных услуг:

  •  непонятные условия получения статуса, прав и возможности поставщиков социальных услуг, вошедших в реестр;
  • сложный пакет документов для включения в реестр, трудности при его подготовке;
  • бюрократия со стороны сотрудников уполномоченного органа, неготовность оказывать консультации и помогать в подготовке документов;
  • долгий срок рассмотрения документов для включения в реестр;
  • жесткие требования к НКО для включения в реестр: срок работы, количество клиентов, численность персонала, сайта и др.;
  • региональные ограничения: сложности для организаций, работающих в нескольких регионах или по всей стране;
  • жесткий стандарт услуг, оказываемых по реестру;
  • требования комплексности оказываемых услуг, а также масштабирования оказываемых услуг, что возможно далеко не для всех НКО;
  • неполный спектр услуг, соответствующих реестру;
  • сложная отчетность, высокая затратность подготовки отчетности.

Финансовые барьеры

Многие НКО не довольны действующими тарифами, и отмечают, что они не всегда соответствуют себестоимости услуг и не пересматриваются по несколько лет. 

Психологические барьеры

  • Психологические барьеры возникают в результате травмирующего опыта при взаимодействии руководителя НКО или его коллег с государственными структурами в предыдущие годы:
  • неудачная попытка войти в реестр несколько лет назад;
  • боязнь сложной и трудозатратной отчетности;
  • предубеждение в отношении сотрудничества с государством: дополнительная непрофильная нагрузка и др.

Ресурсные ограничения НКО

Организации часто вынуждены работать в условиях дефицита кадров и времени и поэтому не успевают разобраться с правилами вступления в реестр и работы в статусе поставщика социальных услуг, не могут выделить время для подготовки и подачи всех необходимых документов.

Идеологические барьеры

Услуги НКО отличает индивидуальность и гибкость. Часто НКО противопоставляют эти качества стандартизации и жестким регламентам работы для поставщиков социальных услуг.  

Проблемы в работе НКО - поставщиков социальных услуг

НКО, которым удалось войти в реестр, сталкиваются с существенными трудностями:

  • Недостаточность финансового возмещения за оказанные услуги делают эту работу выгодной только при большом объеме оказываемых услуг.
  •  Несвоевременный расчет за услуги ставит НКО в весьма затруднительное положение, приводит к задолженности по оплате труда, зачастую заставляет прибегать к коммерческим кредитам для расчета с сотрудниками. 
  • У НКО нет гарантий, что они смогут продолжать оказывать услуги в качестве поставщика. Заключение договоров часто затягивается и происходит не в начале года, а в марте-апреле. 
  • Неравная конкуренция с центрами социального обслуживания: у части НКО создается мнение, что представители власти заинтересованы в том, чтобы больший объем услуг проводился через центры социального обслуживания в ущерб негосударственным организациям. 
  • Вступление в реестр зачастую не дает НКО возможности получить компенсации за свои услуги: распределение бюджета происходит в начале года, и НКО не могут рассчитывать на компенсации, если организация включена в реестр в середине или в конце года. 
  • У многих НКО вызывает затруднения сложная и неудобная отчетность, методическая нечеткость в оформлении разных услуг, необходимость дублирования электронных отчетов бумажными экземплярами.
  • Для оказания услуг по реестру от благополучателей требуется оформить ИППСУ – индивидуальную программу предоставления социальных услуг, что не всем благополучателям доступно и удобно. Кроме того, районные органы социальной защиты действуют при их оформлении неединообразно, что затрудняет работу.

В наибольшей степени к оказанию социальных услуг через реестр поставщиков соответствуют НКО двух типов:

  • Организации, которые оказывают услуги ухода или патронажа. Такие услуги в наибольшей степени соответствуют всем требованиям и регламентам работы по 442-ФЗ. Часть из этих организаций, вероятно, при создании руководствовались стандартами реестра, и у них особенно серьезных проблем с оказанием своих услуг не возникало.
  • Организации с именем и репутацией на рынке, которым органы власти оказывают дополнительное содействие – им идут навстречу и предоставляют персональные консультации.