— Текст

— Пояснения к тексту

— Документы

— Блоки

О навигаторе

Правовой статус совершеннолетнего гражданина

Конвенция ООН о правах инвалидов (которая, согласно закону, является базовым документом в этой сфере для всего российского законодательства) ставит во главу угла самостоятельный образ жизни в местном сообществе, которое выбирает инвалид. Этот самостоятельный образ жизни организуется при помощи государства (общества), обеспечивающего доступность услуг, необходимых для поддержки активной жизнедеятельности. Основной принцип — организация жизнедеятельности инвалида в соответствии с его волей и предпочтениями. Тот же принцип соблюдается и при реализации инвалидом своей правоспособности. Меры реализации правоспособности в отношении людей, которые не могут делать это самостоятельно в силу состояния здоровья, также предполагают уважение прав, воли и предпочтений таких людей. Подобные меры должны быть свободны от конфликта интересов и неуместного влияния, а также соразмерны обстоятельствам конкретных людей и подстроены под них.

Статья 3

Принципами настоящей Конвенции являются:

а) уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости…

b) недискриминация;

c) полное и эффективное вовлечение и включение в общество...

Статья 4

1. Государства-участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности…

Статья 12

…2. Государства-участники признают, что инвалиды обладают правоспособностью наравне с другими во всех аспектах жизни.

3. Государства-участники принимают надлежащие меры для предоставления инвалидам доступа к поддержке, которая им может потребоваться при реализации своей правоспособности.

4. Государства-участники обеспечивают, чтобы все меры, связанные с реализацией правоспособности, предусматривали надлежащие и эффективные гарантии предотвращения злоупотреблений в соответствии с международным правом прав человека. Такие гарантии должны обеспечивать, чтобы меры, связанные с реализацией правоспособности, ориентировались на уважение прав, воли и предпочтений лица, были свободны от конфликта интересов и неуместного влияния, были соразмерны обстоятельствам этого лица и подстроены под них, применялись в течение как можно меньшего срока и регулярно проверялись компетентным, независимым и беспристрастным органом или судебной инстанцией. Эти гарантии должны быть соразмерны той степени, в которой такие меры затрагивают права и интересы данного лица.

5. С учетом положений настоящей статьи государства-участники принимают все надлежащие и эффективные меры для обеспечения равных прав инвалидов на владение имуществом и его наследование, на управление собственными финансовыми делами, а также на равный доступ к банковским ссудам, ипотечным кредитам и другим формам финансового кредитования и обеспечивают, чтобы инвалиды не лишались произвольно своего имущества.

Статья 16

3. Стремясь предотвращать проявление всех форм эксплуатации, насилия и надругательства, государства-участники обеспечивают, чтобы все учреждения и программы, предназначенные для обслуживания инвалидов, находились под эффективным наблюдением со стороны независимых органов...

Статья 19

 Государства-участники настоящей Конвенции признают равное право всех инвалидов жить в обычных местах проживанияпри равных с другими людьми вариантах выбора, и принимают эффективные и надлежащие меры для того, чтобы содействовать полной реализации инвалидами этого права и их полному включению и вовлечению в местное сообщество, в том числе обеспечивая, чтобы:

a) инвалиды имели возможность выбирать наравне с другими людьми свое место жительства и то, где и с кем проживать, и не были обязаны проживать в каких-то определенных жилищных условиях;

b) инвалиды имели доступ к разного рода оказываемым на дому, по месту жительства и иным вспомогательным услугам на базе местного сообщества, включая персональную помощь, необходимую для поддержки жизни в местном сообществе и включения в него, а также для недопущения изоляции или сегрегации от местного сообщества...

Статья 20

Государства-участники принимают эффективные меры для обеспечения индивидуальной мобильности инвалидов с максимально возможной степенью их самостоятельности, в том числе путем:

a) содействия индивидуальной мобильности инвалидов избираемым ими способом, в выбираемое ими время и по доступной цене;

b) облегчения доступа инвалидов к качественным средствам, облегчающим мобильность, устройствам, ассистивным технологиям и услугам помощников и посредников, в том числе за счет их предоставления по доступной цене;

c) обучения инвалидов и работающих с ними кадров специалистов навыкам мобильности…

Статья 24 (п. 1, 2)

1. Государства-участники признают право инвалидов на образование…

2. При реализации этого права государства-участники обеспечивают, чтобы:

а) инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования…

b) инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания;

c) обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности;

d) инвалиды получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения;

e) в обстановке, максимально способствующей освоению знаний и социальному развитию, сообразно с целью полной охваченности принимались эффективные меры по организации индивидуализированной поддержки…

Статья 26

1. Государства-участники принимают, в том числе при поддержке со стороны других инвалидов, эффективные и надлежащие меры к тому, чтобы наделить инвалидов возможностью для достижения и сохранения максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни. С этой целью государства-участники организуют, укрепляют и расширяют комплексные абилитационные и реабилитационные услуги и программы, особенно в сфере здравоохранения, занятости, образования и социального обслуживания, таким образом, чтобы эти услуги и программы:

а) начинали реализовываться как можно раньше и были основаны на многопрофильной оценке нужд и сильных сторон индивида;

b) способствовали вовлечению и включению в местное сообщество и во все аспекты жизни общества, имели добровольный характер и были доступны для инвалидов как можно ближе к местам их непосредственного проживания, в том числе в сельских районах.

Правовой статус совершеннолетнего гражданина

В соответствии с российским законодательством, к восемнадцати годам юноша или девушка достигает полноты дееспособности: закон признает, что с этого момента человек в полной мере понимает значение своих действий и способен ими руководить. Однако для большей части молодых людей с ментальными нарушениями «понимание значения своих действий и руководство ими» в полной мере недоступны; социализация и интеграция сопровождаются серьезными трудностями, происходят лишь частично – в широком диапазоне, но не настолько, чтобы они смогли отправиться в одиночку в «самостоятельное плавание». Некоторым из них поддержка будет нужна еще на протяжении многих лет; кто-то без поддержки не обойдется никогда.

Тем не менее, по достижении совершеннолетия многие из таких ребят способны учиться, работать и жить самостоятельно – с необходимой поддержкой только в случае решения серьезных финансовых и жизненных вопросов. До недавнего времени закон предлагал им выбор лишь из 2-х вариантов: полная ответственность за свои действия – дееспособность (и тогда они становятся легкой добычей мошенников, могут лишиться жилья, средств к существованию, независимости) либо полная недееспособность (и связанное с нею "бесправие" в гражданско-правовом отношении – в обеспечении быта, возможности выбора места работы, учебы, досуга, свободного перемещения, создания семьи и т. д.).

Со 2 марта 2015 г. вступили в силу существенные изменения, включенные в декабре 2012 года в Гражданский кодекс РФ. Изменения касаются прежде всего расширения прежней альтернативы и введения третьего, "промежуточного", варианта поддержки - ограниченной дееспособности вследствие психического расстройства. Такая форма защиты прав и интересов людей с ментальными нарушениями призвана обеспечить самостоятельность и социальную активность человека – при формальных ограничительных механизмах в совершении действий, соответствующих его желаниям и интересам. Идея новации согласуется с ориентирами Конвенции и состоит в том, чтобы обеспечить поддержку в принятии решения каждому человеку в соответствии с имеющейся у него способностью понимать значение своих действий и руководить ими.