— Текст

— Пояснения к тексту

— Документы

— Блоки

О навигаторе

Недееспособность и труд

Недееспособность: регулирование трудовых отношений

Право на труд согласно статье 37 Конституции Российской Федерации относится к основным и неотчуждаемым правам человека. Неотчуждаемость основных прав и свобод человека предполагает необходимость их адекватных гарантий, в том числе в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами. К числу таких гарантий в силу статьи 55 Конституции Российской Федерации относится возможность ограничения федеральным законом прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Каких-либо ограничений в отношении недееспособных лиц, кроме невозможности осуществления права избирать и быть избранными (статья 32 часть 3), непосредственно Конституцией Российской Федерации не предусмотрено.

Исходя из положений статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, а также иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и иными нормативными актами).

Положения Трудового кодекса Российской Федерации, непосредственно регулирующего трудовые отношения, не содержат запрета на заключение трудовых договоров с лицами, признанными судом недееспособными. Из положений статьи 20 ТК РФ вытекает, что недееспособное лицо имеет право быть стороной трудовых правоотношений.

Таким образом, ни Конституция, ни Трудовой кодекс РФ не содержат норм, ограничивающих право недееспособного лица на труд и на вступление в трудовые отношения

В Трудовом кодексе РФ  имеется только одна специальная норма о том, что трудовой договор от имени недееспособного работодателя может заключать его опекун.  Что касается заключения трудового договора от имени недееспособного работника, то тут какие-либо специальные нормы права отсутствуют.

Отметим, что трудовое законодательство также не предусматривает признания лица недееспособным в качестве основания для прекращения трудового договора, в том числе и по независящим от воли сторон обстоятельствам. Основанием для прекращения трудового договора по независящим от воли сторон обстоятельствам является признание лица «полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением» (пункт 5 части 1 статьи 83 Трудового кодекса РФ), а отнюдь не признание его недееспособным.  

Таким образом, в отношении граждан, признанных недееспособными, в трудовом законодательстве отсутствуют какие-либо ограничения или специальные нормы права. Это означает, что такие граждане вступают в трудовые правоотношения в соответствии с общими нормами трудового законодательства, этот вывод подтвержден Верховным Судом РФ.

Положения статьи 171 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая предусматривает ничтожность сделок, совершенных гражданином, признанным недееспособным вследствие психического расстройства, применяется при гражданско-правовых отношениях; к трудовым же отношениям эти положения Гражданского кодекса Российской Федерации применению не подлежат. Однако с точки зрения гражданского права лицо, признанное недееспособным вследствие психического расстройства, не понимает значения своих действий или не может ими руководить. Именно в связи с этим в целях защиты прав и законных интересов такого гражданина в гражданско-правовые сделки от его имени вступает его опекун. Установить, каким образом должны оформляться трудовые отношения с работником, признанным недееспособным, какими механизмами должны защищаться права и интересы таких лиц и работодателей — прямая задача трудового законодательства.

Поскольку действующее трудовое законодательство перечисленные задачи не решает, для реализации своего права на труд недееспособное лицо может использовать возможности гражданского законодательства. Опекун как законный представитель недееспособного лица может заключить с заказчиком (юридическим или физическим лицом) гражданско-правовой договор подряда или договор оказания услуг от имени недееспособного лица. Ответственность за невыполнение договора подряда (услуг) в этом случае будет нести опекун, если не докажет, что вред возник не по его вине.

При заключении гражданско-правового договора на исполнителя не распространяются нормы трудового права, в том числе, нормы о социальных льготах и гарантиях (касающиеся режима труда и отдыха, длительности рабочего дня, невозможности привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время и другие). Но при этом гражданско-правовой договор разрешает исполнителю самостоятельно определять длительность рабочего процесса, режим труда и прочее, что позволяет человеку с ограничениями жизнедеятельности работать в силу своих возможностей. Заказчик, если работа будет осуществляться на его территории, может определить в договоре временнЫе рамки работы и оговорить, что исполнитель при осуществлении рабочего процесса должен руководствоваться правилами внутреннего распорядка заказчика. Главное в договоре подряда — работа с овеществленным результатом, который должен быть передан заказчику в оговоренные договором сроки. По договору подряда оплачивается результат труда, хотя возможна также оплата этапов работы.

Иначе — по договору возмездного оказания услуг: исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность).

Если заказчиком является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, а также нотариусы или адвокаты, то они выступают по отношению к исполнителю налоговыми агентами, т. е. они обязаны удержать налог на доход физического лица. Если заказчиком выступает физическое лицо, то исполнитель исчисляет и уплачивает налог самостоятельно. Что касается взносов на социальное, медицинское, пенсионное страхование, то их уплату осуществляет заказчик.

Отметим, что неопределенность при таких гражданско-правовых взаимоотношениях налицо: отсутствует механизм контроля за соблюдением прав и законных интересов лица, признанного недееспособным. Гражданское законодательство не дает дополнительных гарантий по защите прав и законных интересов недееспособных лиц при заключении рассматриваемых гражданско-правовых договоров в интересах недееспособного гражданина. Подобные гарантии — получение предварительного согласия органа опеки и попечительства — установлены только в отношении гражданско-правовых договоров, влекущих уменьшение имущества подопечного.

Из сказанного следуют конкретные выводы о том, что необходимо учитывать при заключении трудового договора:

1) Лицо, признанное недееспособным, вправе заключить трудовой договор с ведома своего опекуна. Представляется целесообразным, чтобы в тексте трудового договора было указано, что опекун (организация, исполняющая функции опекуна) не возражает против заключения такого договора, и присутствовала его подпись.

2) Лицо, признанное недееспособным, не может заключить такой трудовой договор, который носит смешанный характер и содержит положения, регулируемые в соответствии с гражданским правом, например, положения о полной материальной ответственности.

3) Поскольку лица, признанные недееспособными, как правило, являются инвалидами, то условия труда не должны противоречить тем указаниям по условиям труда, которые содержатся в ИПРА инвалида, если они там есть. Также на такой трудовой договор распространяются все особенности регулирования труда инвалидов (например, сокращенная продолжительность рабочего времени - ст. 92 ТК РФ).

4) Трудовой договор с недееспособным лицом не может быть заключен без его согласия либо противоречить его интересам (например, предусматривать меньший размер оплаты труда по сравнению с другими работниками с аналогичными условиями труда), поскольку в этом случае опекун не защищает права и интересы подопечного надлежащим образом. Точно так же опекун обязан следить за соблюдением трудовых прав своего подопечного и не допускать их нарушения.

5) Вознаграждение за трудовую деятельность поступает на счет работника и расходуется в порядке, установленном законодательством для расходования имущества подопечного. При этом, поскольку заработок не является средствами, выделенными на его содержание (как пенсия, пособия и т.п.), на него не распространяется требование о зачислении на номинальный счет (ч.1 ст. 37 ГК РФ).

6) В отдельных регионах законодательством предусмотрены доплаты к пенсии неработающих пенсионеров, право на которые пенсионер утрачивает в случае трудоустройства. Необходимо учитывать это при решении вопроса о целесообразности и соответствии интересам подопечного трудоустройства в каждом конкретном случае. Заметим, что если полученный заработок не сможет компенсировать потери в пенсионных выплатах (иными словами – подопечный в результате трудоустройства потеряет в деньгах), – органы опеки  будут считать трудоустройство не соответствующим интересам подопечного. В этом случае опекуну придется доказывать органам опеки, что, хотя подопечный и несколько проиграл в деньгах, но зато выиграл в социализации, интеграции в обществе, психологическом комфорте, а это в данном случае для него значительно важнее и в большей степени соответствует его интересам.

7) Что касается недееспособного гражданина, проживающего в ПНИ, который желает заключить трудовой договор с самим ПНИ, как работодателем, то в этом случае целесообразно, чтобы его интересы при заключении договора (см. п.1 настоящей справки) представлял не руководитель ПНИ, и не его сотрудник, а другое лицо. Это следует из п.8 ч.1 ст. 8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», согласно которому в полномочия органов опеки входит «представление законных интересов недееспособных граждан, в отношениях с любыми лицами, если действия опекунов по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных».

Понятно, что интересы работодателя и работника противоречат друг другу, поэтому директор ПНИ не может одновременно выступать как работодатель, и в то же время защищать интересы недееспособного работника, в этом случае наступает конфликт интересов. Например, в Буздякском ПНИ (Башкортостан) при заключении договора об оказании социальных услуг с недееспособными, директор ПНИ подписывает эти договоры от имени поставщика социальных услуг, а от имени получателя их подписывает руководитель органа опеки (глава местного муниципального образования) –  очень правильная практика.

Аналогично при заключении трудового договора между ПНИ и проживающим в нем недееспособным гражданином: директор ПНИ подписывает договор от имени работодателя, недееспособный гражданин самостоятельно подписывает, как работник, а представитель органа опеки расписывается, что он не возражает против заключения такого договора.


Нормы, регулирующие право на труд для граждан,
признанных недееспособными

ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 20. Стороны трудовых отношений

Заключать трудовые договоры в качестве работодателей имеют право физические лица, достигшие возраста восемнадцати лет, при условии наличия у них гражданской дееспособности в полном объеме, а также лица, не достигшие указанного возраста, - со дня приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме.

Физические лица, имеющие самостоятельный доход, достигшие возраста восемнадцати лет, но ограниченные судом в дееспособности, имеют право с письменного согласия попечителей заключать трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства.

От имени физических лиц, имеющих самостоятельный доход, достигших возраста восемнадцати лет, но признанных судом недееспособными, их опекунами могут заключаться трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания этих физических лиц и помощи им по ведению домашнего хозяйства.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, за исключением несовершеннолетних, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме, могут заключать трудовые договоры с работниками при наличии собственных заработка, стипендии, иных доходов и с письменного согласия своих законных представителей (родителей, опекунов, попечителей).

В случаях, предусмотренных частями восьмой - десятой настоящей статьи, законные представители (родители, опекуны, попечители) физических лиц, выступающих в качестве работодателей, несут дополнительную ответственность по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений, включая обязательства по выплате заработной платы

Статья 331. Право на занятие педагогической деятельностью

К педагогической деятельности не допускаются лица:

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О СЛУЖБЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ

3. Контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел:

1) в связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел;

2) в связи с признанием сотрудника недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О СЛЕДСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ

Статья 16. Требования, предъявляемые к гражданам Российской Федерации, принимаемым на службу в Следственный комитет

4. Гражданин не может быть принят на службу в Следственный комитет, если он:

1) признан недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ

1. Гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ

Статья 16. Ограничения, связанные с гражданской службой

1. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПАТЕНТНЫХ ПОВЕРЕННЫХ
от 30 декабря 2008 года N 316-ФЗ

Статья 2. Требования, предъявляемые к патентному поверенному

3. Не могут быть аттестованы в качестве патентных поверенных:

1) граждане, признанные в установленном законодательством Российской Федерации порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;

ЗАКОН О ЧАСТНОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 11 марта 1992 года N 2487-1

Статья 11.1. Правовой статус частного  охранника

Не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника лица:

3) признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июля 1994 года N 1-ФКЗ

Статья 18. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации прекращаются ввиду:

9) признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут быть прекращены также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи.

ЗАКОН О СТАТУСЕ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 26 июня 1992 года N 3132-1

Статья 4. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи

1. Судьей может быть гражданин Российской Федерации:

4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 17 января 1992 года N 2202-1

Статья 40.1. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров

2. Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:

признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОЛИЦИИ
от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ

Статья 29. Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции

1. Сотрудник полиции не может находиться на службе в полиции в следующих случаях:

1) признание его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;

ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НОТАРИАТЕ
от 11 февраля 1993 года N 4462-1

Статья 12. Порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса. Наделение нотариуса полномочиями и прекращение его полномочий

Нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности в случаях:

2) ограничения дееспособности или признания недееспособным в установленном законом порядке;

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О СЧЕТНОЙ ПАЛАТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ

Статья 7. Председатель Счетной палаты

8. Председатель Счетной палаты досрочно освобождается от должности решением Государственной Думы в случае:

3) признания его недееспособным вступившим в законную силу решением суда;

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 3 декабря 2012 года N 229-ФЗ

Статья 2. Кандидаты для наделения полномочиями члена Совета Федерации

4. Не может быть кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации гражданин Российской Федерации:

2) признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным...

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДВОКАТУРЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ

Статья 9. Приобретение статуса адвоката

2. Не вправе претендовать на приобретение статуса адвоката и осуществление адвокатской деятельности лица:

1) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными в установленном законодательством Российской Федерации порядке...