— Текст

— Пояснения к тексту

— Документы

— Блоки

О навигаторе

Проверка во взрослом интернате (ПНИ)

Проведя всю необходимую подготовку, как формальную, так и содержательную, мы пришли с общественной проверкой в ПНИ. Практика показывает, что нас могут ожидать там разные неожиданности. Если представители администрации отказывают членам Комиссии в их законных требованиях - знакомим их с правовыми основаниями наших требований и/или фиксируем отказы и оформляем необходимые в таких случаях документы.

Начало проверки

Если нас отказываются пропускать в ПНИ, мотивируя отсутствием представителей администрации и тем, что интернат - режимное предприятие...

Знакомимся с представителями администрации, представляемся друг другу. Выслушиваем внимательно то, что хотят сказать нам представители администрации, как они предлагают провести проверку.

По-возможности воздерживаемся от участия в заранее запланированных администрацией общих собраниях проживающих. Если нас сходу ведут на общее собрание проживающих или предлагают посмотреть спектакль или концерт...

Спрашиваем представителей администрации, изъявил ли кто-то из проживающих желание побеседовать с нами. Если предлагают опросить "заранее отобранных" проживающих, изъявивших желание побеседовать, - вызываем для собеседования желающих, плюс к тому просим вызвать еще тех, кто запланирован для индивидуальной беседы по заранее составленному списку. На возможный вопрос администрации: «Почему этих?» - отвечаем: «По рекомендации общественных организаций».

Разделяемся на 2 группы: первая беседует с администрацией и осматривает интернат, вторая беседует с проживающими.

Беседа с представителями администрации, общий осмотр интерната

Проводят члены комиссии двумя разными подгруппами, не менее чем из 2-х человек каждая (одна подгруппа беседует с администрацией, другая - осматривает интернат) параллельно с беседой с проживающими.

Общие соображения.

В случае, если нам про что-то говорят, что "не знают" – сразу переспрашиваем «а кто знает»? Если говорят, что "нет на месте" – спрашиваем когда будет на месте, когда можно будет ознакомиться.

Если  отказываются предоставить личные дела и медицинские карты конкретных проживающих или личные дела сотрудников, имеющие прямое отношение к поставленным Комиссией задачам, мотивируя это тем, что запрашиваемые документы содержат медицинскую тайну и персональные данные  проживающих  и  сотрудников, – объясняем, что если гражданин согласен дать доступ к своим персональным данным или информации, составляющей медицинскую тайну, - посторонние лица это запретить не могут. Предлагаем: «Так давайте его вызовем и спросим, не против ли он. Нельзя? Почему?».

В ходе дальнейшей беседы фиксируем, кто конкретно дает ответ на данный вопрос.

1) Вопрос о документировании значимых событий 

Как правило, общественная проверка проводится по следам сигналов о нарушениях прав людей, живущих в ПНИ, причиной или следствием которых являются значимые события внутренней жизни учреждения (драки, побеги, возвращения не вовремя, длительное (многодневное) отсутствие проживающих, жалобы и пр.). В случае если происходят какие-то инциденты, в том числе и очень важные, которые вынуждают принимать существенно значимые юридические решения о госпитализации, о дееспособности, о переводе, о рассмотрении поступивших жалоб и так далее, – необходимо документальное закрепление этих инцидентов.

Разъясняем, что везде, где речь идет о вынесении решения (в УПК РФ - ст. 7, в АПК РФ - ст. 15, в ГПК РФ - ст. 195, и т.д.), законодатель постоянно указывает правоприменителю на необходимость при вынесении решения соблюдать как принцип законности, так и принцип обоснованности. Общий смысл делопроизводства также предполагает фиксацию обстоятельств, которые служат основанием для принятия решений. Если факты не фиксируются – невозможно оценить обоснованность принятых решений, а без оценки обоснованности – невозможно проверить их законность.

В связи с этим (а также с конкретными инцидентами, рассматриваемыми ниже) узнаем: кто в администрации за это отвечает; ведется ли ежедневный журнал происходящего.

Одновременно выясняем, урегулирован ли, и как, порядок применения тех или иных мер. В этом порядке и должны быть правила документирования значимых событий, ежедневных происшествий и действий, получения объяснений и т.д. Произвольность выносимых решений и применяемых мер – это в первую очередь следствие отсутствия утвержденного порядка. Это и надо зафиксировать.

С отсутствием документирования значимых событий связано большинство фактов произвола - нарушений прав проживающих в ПНИ.

2) Вопрос о работе с обращениями и жалобами в интернате

Обращаются ли проживающие к администрации с какими-то устными, письменными заявлениями, жалобами? Как это фиксируется, что в связи с этим предпринимается? Каждый раз, когда нам говорят, что это фиксируется, оформляется, заносится в такой-то журнал и т.п. – просим: «Покажите пожалуйста!»? Просим показать также, каким порядком регламентируется рассмотрение заявлений и жалоб.

Если порядка рассмотрений заявлений и жалоб не предъявлено, выясняем следующее:

- кому подаются обращения проживающих?

- где он находится, как к нему попасть? (После беседы с администрацией и проживающими проверяем реальную доступность указанных должностных лиц, "ногами" проходя по указанному пути и опрашивая работников охраны и других лиц.)

Имели ли место сообщения о противоправных деяниях, когда? Что было в связи с этим предпринято, как зафиксировано? Связывались ли с полицией, прокуратурой, помогали ли проживающим связаться с ними; просим привести примеры.

3) Вопрос о фактах смертей и гибели людей в интернате

Как фиксируются смерти в интернате? Кого при этом вызывают? Можно ли узнать, сколько людей умерло за год, за два? Где указываются причины смерти? Кому выдаются свидетельства о смерти? Где хранятся? Где хоронят покойных?

4) Вопрос об организации медицинской помощи

Как устроено оказание медицинской помощи в интернате? Получается ли добровольное информированное согласие? Подписывается ли оно самим пациентом? Имели ли место отказы от медицинской помощи, как они оформлялись?
Как фиксируются вызовы врачей в интернат, в том числе скорой помощи? Кто принимает решение о вызове, где это отражается? Сколько раз вызывалась скорая помощь в интернат за последний месяц, за последний год; по каким поводам?  
Сколько человек было госпитализировано в психиатрическую больницу? Где и как оформляется их согласие на госпитализацию? Кто принимает об этом решение, на каком основании?

5) Вопрос о лишении и восстановлении дееспособности и об исполнении администрацией опекунских функций

Кто принимает решение о подаче заявления в суд о лишении дееспособности? На каком основании? Где фиксируется? Сколько заявлений было подано интернатом за год, за два? Сколько лиц было признано недееспособными, сколько лиц восстановили дееспособность? Где фиксируются просьбы проживающих о восстановлении дееспособности, скольким из них дан ход? Если решения об инициировании процедуры лишения дееспособности принимаются комиссией психиатров (врачебной комиссией) интерната, то на основании чего, и где можно посмотреть протоколы заседания комиссии?

6) Вопрос о правилах внутреннего распорядка и наказаниях в интернате

Просим показать правила внутреннего распорядка, должностные инструкции медсестер, психолога, юриста, администрации, других сотрудников - то, о чем заранее писали в запросе.

Если представители администрации отказываются предоставить материалы внутренних проверок, журналы учета событий, должностные инструкции, правила внутреннего распорядка...

Наказывают ли проживающих за нарушения правил внутреннего распорядка? Как? Кто принимает решение, как это фиксируется? Как обосновываются действия администрации?

7) О "закрытых" этажах

Если в ПНИ существует "закрытый этаж" или "карцер", то исследуем, чем урегулировна возможность помещения/перевода проживающего на закрытый этаж и в карцер, каков порядок перевода.

8) Вопрос о пропускном режиме в интернате

Как проживающий может покинуть интернат, где это фиксируется? Что происходит, если проживающий покинул интернат тайком, не вернулся? Что предпринимается (просим привести примеры)?
Как проживающий может связаться с кем-либо за пределами интерната, предоставляется ли ему такая возможность?

9) Вопрос о личных вещах и деньгах проживающих

Имеются ли у проживающих собственные деньги и вещи, как он ими может распорядиться?

10) Вопрос об имуществе недееспособных

Как ведется интернатом учет имущества недееспособных, какие действия предпринимаются с ним?

По итогам бесед с проживающими и осмотра формируются дополнительные вопросы к администрации.

Разговор с конкретным проживающим (обязательно фиксируется устройством аудиозаписи)

Для повышения эффективности желательно, если хватит народу, 3 пары членов комиссии: в идеале по 2 чел. - юрист и психолог/педагог/волонтер, посещающий людей, проживающих в данной организации)

Если представители администрации не разрешают проводить наедине беседы с недееспособными проживающими, мотивируя, что "только в присутствии опекуна"...

Если представители администрации не разрешают вести аудиозапись беседы...

Дополнительные вопросы к администрации

Формируются по итогам бесед с проживающими и осмотра интерната. Если кто-то из проживающих рассказывает нам о каких-то фактах, которые, по словам администрации, должны были бы быть зафиксированы (о жалобах, побегах, смертях и т.п.), то просим администрацию показать конкретные документы. Для этого просим показать личные дела конкретных проживающих (если они не против) и проверяем, есть ли в них заявления и жалобы, поданные конкретными проживающими с их слов. Просим также показать журнал учета заявлений и жалоб, поступающих от лиц, проживающих в интернате, и ищем в них следы конкретных заявлений и жалоб.

Если сообщают, что недавно проверял Росздравнадзор, и их все устроило...

Федеральный Закон "О персональных данных"