— Текст

— Пояснения к тексту

— Документы

— Блоки

О навигаторе

Подготовка отчета

При подготовке отчета по результатам общественной проверки интерната имеет смысл придерживаться определенной структуры.

Рекомендации по примерной структуре отчета

В отчет об общественной проверке интерната целесообразно включить следующие разделы.

1. Основания для проведения проверки, порядок ее организации и методы

Сюда входят:

  • дата проверки;
  • правовые основы (ФЗ № 212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»);
  • состав участников (ФИО, должности, представительство);
  • непосредственные основания – повод (конкретные факты, общие жалобы, статьи в ПНИ, мониторинг в развитие предудущих проверок и пр.);
  • объекты и общие методы проверки (документы, беседы с проживающими, с персоналом, конкретные отделения, аудиозапись, фотодокументирование и пр.);
  • предварительные запросы, согласования и пр.;
  • деление проверяющих на группы, методика составления отчета (общий на основе индивидуальных; консолидированный; порядок включения и подтверждения свидетельств, вошедших в отчет, и пр.);
  • наличие особых мнений к отчету и пр.

2. Условия, в которых проходила проверка

Здесь описывается:

  • начало проверки (чинились ли препятствия);
  • были ли предоставлены запрошенные документы; если нет – на каких основаниях;
  • была ли реализована возможность конфиденциальных бесед с проживающими, осмотра объектов и помещений; если нет, то почему;
  • имели ли место существенные отклонения от плана проверки, если да – то почему;
  • иные общие обстоятельства, сопровождающие проверку.

3. Фактический объем проверки

Приводятся:

  • перечень изученных и скопированных для дальнейшего изучения документов;
  • перечень осмотренных помещений и отделений, объектов территории;
  • число опрошенных получателей услуг и представителей администрации.

4. Проверка соблюдения прав и свобод проживающих

Приводятся выявленные в ходе проверки факты и сделанные на их основе выводы о соблюдении конкретных прав и свобод проживающих и выполнении сотрудниками интерната своих обязанностей:

  • получение проживающими информации (о лечении, реабилитации, образовании, возможности выхода из интерната или перемещения внутри интерната, о статусе дееспособности, о состоянии квартиры, размере пенсии, о своих правах и пр.);
  • свобода перемещения (внутри жилой комнаты, этажа, отделения, интерната, на территории интерната, за территорией интерната) и чем она реально определяется, возможности перевода в другой интернат и пр.;
  • защита и неприкосновенность частной жизни (общий подъм и отбой, возможность зажечь общий или автономный свет, иметь личные вещи, самостоятельно открыть или запереть комнату; возможность приобретения на собственные средства и приема пищи в жилых помещениях и пр.);
  • возможность принимать посетителей, общаться с людьми за пределами интерната, пользоваться телефоном и интернетом
  • информация о лечении, наличие добровольного информированного согласия на лечение и право отказаться от лечения;
  • соблюдение процедуры принятия решения о недобровольной госпитализации;
  • психологическая атмосфера в интернате (наличие или отсутствие насилия, "дедовщины", принудительного лечения);
  • функционирование карантинных отделений и изоляторов;
  • соблюдение прав на образование и труд (возможность продолжить образование, получить начальное и основное среднее образование; возможность оплачиваемой работы внутри интерната и за пределами интерната, наличие трудовых договоров);
  • реализация права на качественное социальное обслуживание и реабилитацию (наличие индивидуализированных ИПРА и ИППСУ, исполнителей и реального исполнения реабилитационных мероприятий и индивидуальных необходимых ТСР; )
  • добросовестность исполнения администрацией интерната опекунских функций по отношению к проживающим, лишенным дееспособности или ограниченным в ней вследствие психического расстройства (выполнение обязанности развивать способность подопечных понимать значение своих действий и руководить ими; учет мнения подопечных при решении вопросов их жизни, наличие процедур и свидетельств выяснения такого мнения; число судебных дел об ограничении, о лишении дееспособности; об ограничении дееспособности лиц, ранее лишенных дееспособности; о восстановлении дееспособности; защита прав и свобод подопечных);
  • документооборот и оказание бесплатной юридической помощи (документирование обращений граждан, значимых событий, конкретных фактов оказания проживающим юридической помощи)

5. Наличие или отсутствие в интернате условий, способствующих нарушению прав и свобод проживающих

К такого рода условиям могут быть, в частности, отнесены:

  • закрытость интерната от общества (затруднение доступа волонтерам; отсутствие в Попечительском совете реально принимающих участие в жизни интерната общественных организаций; отсутствие возможности для многих проживающих конфиденциального общения с посетителями или телефонного общения и пр.);
  • отсутствие у персонала знаний о правах проживающих и уважения их человеческого достоинства;
  • отсутствие контроля и бездействие со стороны органов опеки и попечительства в отношении неполностью дееспособных граждан;
  • формирование системы управления, основанной на произволе должностных лиц, подавлении и насилии;
  • наличие стремления скрыть проблемы от общества со стороны организации и/или со стороны ведомства – ее учредителя.

6. Выводы и рекомендации

В этот раздел включаются возможные рекомендации от Комиссии общественной проверки по изменению ситуации – ко всем категориям участников ситуации, от кого зависит ее формирование и изменения.

Отчет РБОО "Центр лечебной педагогики" о проверке ДДИ (2011)