При подготовке отчета по результатам общественной проверки интерната имеет смысл придерживаться определенной структуры.
Рекомендации по примерной структуре отчета
В отчет об общественной проверке интерната целесообразно включить следующие разделы.
1. Основания для проведения проверки, порядок ее организации и методы
Сюда входят:
- дата проверки;
- правовые основы (ФЗ № 212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»);
- состав участников (ФИО, должности, представительство);
- непосредственные основания – повод (конкретные факты, общие жалобы, статьи в ПНИ, мониторинг в развитие предудущих проверок и пр.);
- объекты и общие методы проверки (документы, беседы с проживающими, с персоналом, конкретные отделения, аудиозапись, фотодокументирование и пр.);
- предварительные запросы, согласования и пр.;
- деление проверяющих на группы, методика составления отчета (общий на основе индивидуальных; консолидированный; порядок включения и подтверждения свидетельств, вошедших в отчет, и пр.);
- наличие особых мнений к отчету и пр.
2. Условия, в которых проходила проверка
Здесь описывается:
- начало проверки (чинились ли препятствия);
- были ли предоставлены запрошенные документы; если нет – на каких основаниях;
- была ли реализована возможность конфиденциальных бесед с проживающими, осмотра объектов и помещений; если нет, то почему;
- имели ли место существенные отклонения от плана проверки, если да – то почему;
- иные общие обстоятельства, сопровождающие проверку.
3. Фактический объем проверки
Приводятся:
- перечень изученных и скопированных для дальнейшего изучения документов;
- перечень осмотренных помещений и отделений, объектов территории;
- число опрошенных получателей услуг и представителей администрации.
4. Проверка соблюдения прав и свобод проживающих
Приводятся выявленные в ходе проверки факты и сделанные на их основе выводы о соблюдении конкретных прав и свобод проживающих и выполнении сотрудниками интерната своих обязанностей:
- получение проживающими информации (о лечении, реабилитации, образовании, возможности выхода из интерната или перемещения внутри интерната, о статусе дееспособности, о состоянии квартиры, размере пенсии, о своих правах и пр.);
- свобода перемещения (внутри жилой комнаты, этажа, отделения, интерната, на территории интерната, за территорией интерната) и чем она реально определяется, возможности перевода в другой интернат и пр.;
- защита и неприкосновенность частной жизни (общий подъм и отбой, возможность зажечь общий или автономный свет, иметь личные вещи, самостоятельно открыть или запереть комнату; возможность приобретения на собственные средства и приема пищи в жилых помещениях и пр.);
- возможность принимать посетителей, общаться с людьми за пределами интерната, пользоваться телефоном и интернетом
- информация о лечении, наличие добровольного информированного согласия на лечение и право отказаться от лечения;
- соблюдение процедуры принятия решения о недобровольной госпитализации;
- психологическая атмосфера в интернате (наличие или отсутствие насилия, "дедовщины", принудительного лечения);
- функционирование карантинных отделений и изоляторов;
- соблюдение прав на образование и труд (возможность продолжить образование, получить начальное и основное среднее образование; возможность оплачиваемой работы внутри интерната и за пределами интерната, наличие трудовых договоров);
- реализация права на качественное социальное обслуживание и реабилитацию (наличие индивидуализированных ИПРА и ИППСУ, исполнителей и реального исполнения реабилитационных мероприятий и индивидуальных необходимых ТСР; )
- добросовестность исполнения администрацией интерната опекунских функций по отношению к проживающим, лишенным дееспособности или ограниченным в ней вследствие психического расстройства (выполнение обязанности развивать способность подопечных понимать значение своих действий и руководить ими; учет мнения подопечных при решении вопросов их жизни, наличие процедур и свидетельств выяснения такого мнения; число судебных дел об ограничении, о лишении дееспособности; об ограничении дееспособности лиц, ранее лишенных дееспособности; о восстановлении дееспособности; защита прав и свобод подопечных);
- документооборот и оказание бесплатной юридической помощи (документирование обращений граждан, значимых событий, конкретных фактов оказания проживающим юридической помощи)
5. Наличие или отсутствие в интернате условий, способствующих нарушению прав и свобод проживающих
К такого рода условиям могут быть, в частности, отнесены:
- закрытость интерната от общества (затруднение доступа волонтерам; отсутствие в Попечительском совете реально принимающих участие в жизни интерната общественных организаций; отсутствие возможности для многих проживающих конфиденциального общения с посетителями или телефонного общения и пр.);
- отсутствие у персонала знаний о правах проживающих и уважения их человеческого достоинства;
- отсутствие контроля и бездействие со стороны органов опеки и попечительства в отношении неполностью дееспособных граждан;
- формирование системы управления, основанной на произволе должностных лиц, подавлении и насилии;
- наличие стремления скрыть проблемы от общества со стороны организации и/или со стороны ведомства – ее учредителя.
6. Выводы и рекомендации
В этот раздел включаются возможные рекомендации от Комиссии общественной проверки по изменению ситуации – ко всем категориям участников ситуации, от кого зависит ее формирование и изменения.