— Текст

— Пояснения к тексту

— Документы

— Блоки

О навигаторе

Рекомендации по нормализации

Рекомендации по нормализации жизни в интернатах

Основная цель общественных проверок интернатов - нормализации ситуации внутри них с точки зрения восстановления соблюдения прав граждан и обеспечения качества социальных услуг. В связи с этим одним их важнейших результатов проверки должно стать составление рекомендаций по улучшению ситуации как в адрес самой организации, так и в адрес различных органов власти и государственного контроля.

Таким образом, в отчет (обычно это делается в одном из заключительных разделов отчета «Выводы и рекомендации» либо в отдельном документе) целесообразно включить рекомендации в адрес:

- объектов проверки (администрации ДДИ, ПНИ);

- учредителя объекта проверки (орган исполнительной власти в сфере социального обслуживания - как правило, Министерство социальной защиты населения субъекта РФ);

- контрольных и надзорных органов (Росздравнадзор, Рособрнадзор, органы власти субъекта РФ, органы Прокуратуры);

- Правительства Российской Федерации - если считаем, что надо выпустить или изменить конкретный подзаконный акт;

- Законодателя (ГосДума, Совет Федерации Федерального собрания РФ) - если считаем, что требуется принять или изменить какой-либо закон;

- Общественной палаты РФ - если считаем обязательным продолжить мониторинг ситуации в конкретном интернате.

(Общее представление о рекомендациях можно получить, изучив разделы рекомендаций в отчетах об общественных проверках либо примеры непосредственных рекомендаций по изменению жизни во взрослых или детских интернатах.)

I. К администрации и сотрудникам интерната и его учредителю

Сюда включаются конкретные решения, обеспечивающие различные аспекты изменения ситуации.

А. Обеспечение условий формирования безопасной среды на всей территории интерната для всех без исключения проживающих интерната, например:

  • обеспечить обязательную телефонную доступность для всех проживающих, в каком бы отделении (включая изолятор и карантинное отделение) они ни находились;
  • разработать и внедрить регламент взаимодействия проживающих с администрацией и ЧОПом, включающий порядок фиксации срочных обращений проживающих к сотрудникам администрации и ЧОПа и соответствующих действий с целью защиты проживающих. Переориентированы задачи ЧОПа:  с защиты администрации ПНИ от проживающих – на защиту проживающих (и всех, кто находится в помещении) от возникающих реальных опасностей;
  • обеспечить беспрепятственное посещение и общение волонтеров с любыми проживающими непосредственно по месту проживания, в особенности – с теми, кто болен, плохо себя чувствует либо маломобилен.

Особое внимание уделить обеспечению безопасности проживающих, участвовавших в общественной проверке – в беседах с членами Комиссии (здесь имеет смысл подчеркнуть, что их положение в первую очередь будет являться объектом последующего общественного мониторинга).

Б. Обеспечение открытости интерната, включая активное вовлечения внешних организаций, специалистов и волонтеров в медицинское обслуживание, образование и трудоустройство и социализацию проживающих, например:

  • обеспечить амбулаторно-поликлиническое обслуживание (в том числе, стоматологическое, офтальмологическое и пр.) проживающих в поликлинике, обслуживающей территорию, где расположен интернат;
  • обеспечить всем проживающим, не имеющим обязательного среднего образования, возможность его получения на соответствующем уровне в образовательных организациях, расположенных вне интерната и обслуживающих территорию, где он расположен;
  • оказать помощь в трудоустройстве на предприятиях города всем проживающим, желающим работать за пределами интерната;
  • обеспечить вовлечение и участие общественных организаций, волонтеров, родственников в заботе о проживающих;
  • обеспечить регулярную деятельность Попечительского совета.

В. Обеспечить проведение постоянного общественного мониторинга (в соответствии с ФЗ «Об общественном контроле»)  по соблюдению прав проживающих и качества социального обслуживания в интернате, например:

В рамках общественного мониторинга к конкретному сроку организовать документарную проверку с целью выяснения вопросов регулирования учредителем и администрацией интерната условий проживания клиентов, а также контроля добровольности определения условий проживания для каждого клиента, в том числе:

  • обоснование/регулирование наличия в интернате разных условий для проживания клиентов (если есть) с точки зрения комфортности и с точки зрения соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
  • обоснование/регулирование изменения условий проживания, условий предоставления социальных услуг без согласия клиента;
  • обоснование/регулирование наличия в интернате различных режимов выхода в город для проживающих;
  • регулирование, наличие и содержание отчетности учредителя интерната, органа опеки и попечительства, иных контролирующих органов о проверке условий проживания граждан, признанных недееспособными;
  • регулирование, наличие и содержание отчетности учредителя интерната, органа опеки и попечительства, иных контролирующих органов о проверке соответствия законодательству Российской Федерации действий интерната по определению условий проживания разных клиентов, условий договоров с ними и их соблюдению (соответствие самих действий, соответствие принятых интернатом локальных актов, отсутствие локальных актов или регулирования определенных вопросов);
  • порядок проверки учредителем интерната, органом опеки и попечительства иными посетившими интернат проверяющими органами наличия согласия проживающих на те или иные условия проживания, условия предоставления услуг, на их изменение.

 

Рекомендации по реорганизации жизни в ДДИ