Текущим документом, регулирующим доступ в стационарные учреждения соцобслуживания, является Письмо Министерства труда и социальной защиты от 3 декабря 2021 г. N 26-5/10/В-15988, направляющее разработанные с учетом текущей эпидемиологической ситуации рекомендации субъектам Российской Федерации по организации работы стационарных организаций социального обслуживания.
В новых рекомендациях предложено следующее:
3.3. При принятии решения об организации посещений для кратковременного очного общения проживающих в стационарных организациях граждан, в том числе несовершеннолетних, при их желании, с их родными, близкими, с кандидатами в опекуны/усыновители, священнослужителями, нотариусами, волонтерами и другими лицами рекомендуется обеспечивать организацию таких посещений с соблюдением следующих профилактических мер:
- выделить отдельное помещение для очного общения, по возможности максимально приближенное ко входу в здание, в котором установить санитайзер для обработки рук, а также обеспечить наличие и использование прибора (оборудования) для обеззараживания воздуха, разрешенного к применению в присутствии людей. С учетом погодных условий рекомендуется организация встреч на открытом воздухе;
- обеспечить проведение проветривания и обработки дезинфицирующими средствами контактных поверхностей в помещениях входных групп и в помещениях, выделенных для организации очных встреч (в перерывах между посещениями), а также проведение влажной уборки в помещениях, выделенных для организации очных встреч, с применением дезинфицирующих средств в конце дня;
- обеспечить допуск в организации посетителей при условии наличия у них действующего сертификата о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и (или) о медицинских противопоказаниях к вакцинации, и (или) о перенесенном заболевании новой коронавирусной инфекцией (COVID-19). Для лиц, не привитых против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе ввиду медицинских противопоказаний, допуск в организацию разрешается при наличии отрицательных результатов ПЦР-теста, выполненного в течение 48 часов до посещения организации;
- предусмотреть ведение ежедневного графика посещений с предварительной записью, исходя из времени посещения не более 30 минут и интервала между разными посещениями не менее 15 минут для проведения проветривания помещений и профилактической дезинфекции контактных поверхностей;
- обеспечить при общении наличие и использование масок для защиты органов дыхания проживающими и посетителями (в отдельных случаях, при необходимости, возможна установка прозрачных защитных экранов);
- при необходимости посещения маломобильных граждан выделить персонал для сопровождения и доставки с помощью средств передвижения проживающих граждан в помещение для очных посещений;
- для посещения проживающих граждан, находящихся на постельном режиме ("лежачих"), обеспечить сопровождение посещающих их лиц в помещение проживания, контроль за использованием посетителями масок для защиты органов дыхания и кожных антисептиков для обработки рук, проведение проветривания помещений проживания до и после посещения (либо в зависимости от погодных условий непрерывно), использование передвижных или стационарных устройств (оборудования) для обеззараживания воздуха, разрешенных к применению в присутствии людей. При индивидуальном проживании продолжительность пребывания посетителей определяется желанием и состоянием здоровья проживающих граждан, при проживании в помещении нескольких человек рекомендуется продолжительность посещений не более 30 минут и использование масок для защиты органов дыхания всеми проживающим в помещении гражданами.
Новые рекомендации от 03.12.21 г. более четко закрепляют права посетителей и проживающих на очное общение:
1. Расширен перечень документов для допуска посетителей в стационарные организации социального обслуживания
Допуск посетителей разрешается при отсутствии у них признаков инфекционных заболеваний с учетом результатов контроля температуры тела на входе в организацию теперь требуется иметь любой из следующих документов:
Предъявление отрицательного ПЦР теста в дополнение к документам о вакцинации или перенесенном ковиде-19 в рекомендациях отсутствует. Заставить сделать это ни администрация, ни персонал не вправе.
2. Расширен круг посетителей
В настоящее время в стационарные организации социального обслуживания допускаются:
- работники Организации, служб, обеспечивающих функционирование организации, представители негосударственных организаций, волонтеры, оказывающие помощь проживающим (пребывающим), кандидатов в опекуны (попечители), усыновители несовершеннолетних граждан, а также представители органов исполнительной власти, органов опеки и попечительства,
- священнослужители, нотариусы и другие лица - по желанию проживающих (п. 2.2 и 3.3. Рекомендаций)
Право на очное общение с жителями учреждений стационарного социального обслуживания имеют волонтеры и представители негосударственных организаций, не только оказывающие психологическую помощь, как предусматривалось раньше, а просто «оказывающие помощь» (п. 2.2 Рекомендаций).
Они имеют право навещать проживающих без каких-либо условий, кроме наличия документов об отсутствии инфекции и соблюдения профилактических мер.
Никакие заранее утверждаемые списки представителей негосударственных организаций и иные требования по их прежней деятельности в Организации – в новых Рекомендациях не предусмотрены.
Кроме того, перечень граждан, допускаемых к очному общению, не является исчерпывающим, о чем свидетельствует фраза « и другие лица» в вышеуказанных пунктах.
На практике это означает, что руководство, к примеру, ПНИ не вправе отказать в допуске адвокату, специалисту-медику или представителю СМИ, о которых прямо не говорится в п. 2.2. Рекомендаций, а, наоборот, обязано создать им все необходимые условия для встречи.
3. Время и порядок очного общения с посетителями
- предусмотрено ведение ежедневного графика посещений продолжительностью не более 30 минут по предварительной записи в специальном помещении или на открытом воздухе;
В Разъяснениях по организации посещений волонтерами стационарных организаций социального обслуживания указано, что волонтеры, оказывающие помощь проживающим (пребывающим) (пп. 2.2, 3.4 Рекомендаций), по согласованию с руководителями организаций социального обслуживания могут сопровождать получателей социальных услуг на прогулках, посещать получателей социальных услуг, находящихся на постельном режиме («лежачих»), осуществлять помощь персоналу в уходе за маломобильными проживающими на постоянной основе. При этом продолжительность пребывания волонтеров определяется желанием и состоянием здоровья проживающих в организации социального обслуживания и не ограничивается 30 минутами.
- предусмотрен интервал между разными посещениями не менее 15 минут для проведения проветривания помещений и профилактической дезинфекции контактных поверхностей;
- предусмотрена обязанность администрации Организации выделить специальный персонал для сопровождения и доставки с помощью средств передвижения проживающих граждан в помещение для очных посещений;
- предусмотрено, что для граждан, находящихся на постельном режиме («лежачих»), проживающих по одному, лимит времени общения зависит от их желания и состояния здоровья.
Граждане вправе получить информацию от лечащего врача, заведующего отделением или главного врача Организации о причинах и сроках ограничения времени приема посетителей нетранспортабельным родственником из-за ухудшения его состояния здоровья.
В п. 3.3. Рекомендаций указано, что если в помещении проживает несколько нетранспортабельных человек, то продолжительность посещения рекомендуется не более 30 минут.
Такая формулировка допускает увеличение времени общения по просьбе проживающих и их посетителей при обязательном соблюдении профилактических мер.
4. Требование о выделении отдельного помещения для очного общения и его характеристики
Это помещение по возможности должно быть максимально приближено ко входу в здание, обеспечено санитайзером для обработки рук, а также прибором для обеззараживания воздуха, разрешенного к применению в присутствии людей.
Обязанность обеспечить проведение проветривания и обработки дезинфицирующими средствами контактных поверхностей в помещениях входных групп и в помещениях, выделенных для организации очных встреч (в перерывах между посещениями), а также проведение влажной уборки в помещениях, выделенных для организации очных встреч, с применением дезинфицирующих средств в конце дня также возлагается на руководителей Организации.
Также предусмотрено создание для посетителей условий для мытья рук или обработки их спиртосодержащими кожными антисептиками .
Посетителям во время встреч с проживающими должно быть обеспечено не только отдельное помещение для свиданий, но и доступ в специально выделенные туалеты (биотуалеты).
Если лица, проживающие в Организации, пользуются правом принимать посетителей, то администрация и персонал обязаны создать этим лицам условия для реализации их прав. Это регламентируется ст. 37, 39, ч. 2. ст. 43 Федерального закона от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», а также, законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении и об образовании.
5. С учетом погодных условий рекомендуется организация встреч на открытом воздухе
Такая формулировка позволяет проживающим гражданам и гостям выбирать место общения (на улице или в помещении) с учетом их возраста, состояния здоровья и потребностях в пребывании на воздухе.
Кроме того, в новых Рекомендациях не раскрывается понятие «погодные условия», которые зависят от времени года и не могут восприниматься всеми гражданами одинаково.
6. Подтверждено право проживающих на дистанционное общение, а именно на свободное использование личных дистанционных средств связи при их регулярной дезинфекции
Также следует обратить внимание на следующие изменения:
- при поступлении граждан, в том числе несовершеннолетних, в Организацию из дома, или стационарных медицинских организаций, при переводе из других организаций необходимо обеспечить допуск вновь поступающих в коллектив после временной изоляции (обсервации), срок которой сокращен с 14 до 7 дней;
- разрешены массовые мероприятия с участием персонала Организации и жителей;
- обязанность обеспечить при общении наличие и использование масок для защиты органов дыхания проживающими и посетителями (в отдельных случаях, при необходимости, установить прозрачные защитные экраны) возложена на руководителей Организации (п. 3.3. Рекомендаций).
Это означает, что отсутствие у посетителя средств защиты, не может быть основанием для отказа в посещении. Все необходимое должно быть предоставлено гостю Организацией, где проживает посещаемый гражданин.
Способы реагирования на нарушение прав получателей социальных услуг в стационарных учреждениях , их родственников и других посетителей
Следует обратить внимание на Федеральный закон от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». В соответствии со статьей 5 Закона лица, страдающие психическими расстройствами, обладают всеми правами и свободами граждан, предусмотренными Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Согласно части 3 указанной статьи Закона ограничение прав и свобод лиц, страдающих психическими расстройствами, только на основании психиатрического диагноза, фактов нахождения под диспансерным наблюдением в психиатрическом стационаре либо в психоневрологическом учреждении для социального обеспечения или специального обучения не допускается. Должностные лица, виновные в подобных нарушениях, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 43 рассматриваемого закона лица, проживающие в психоневрологических учреждениях для социального обеспечения или специального обучения, пользуются правами, предусмотренными статьей 37 Закона, в том числе правом пользоваться телефонной связью, правом принимать посетителей.
1. Внесудебные действия
Необходимо собрать всю имеющуюся информацию по проблеме и от имени заинтересованной НКО или родственников лиц, проживающих в ПНИ, обратиться:
с просьбой разъяснить конкретные правовые основания запрета на очное общение с жителями ПНИ, а также требований о предоставлении посетителями ПНИ отрицательных тестов на COVID-19 одновременно с документами о вакцинации или перенесении болезни.
При отказе в предоставлении информации – обжаловать отказ прокурору региона, Уполномоченному по правам человека региона и др.
2. Судебная защита и обращение в органы прокуратуры
Сами получатели социальных услуг, а также их родственники и другие заинтересованные лица, чьи права нарушены ПНИ, могут написать заявление на имя директора ПНИ с просьбой дать письменную информацию о правовых основаниях запрета на очные посещения или требования о предоставлении посетителями ПНИ отрицательных ПЦР-тестов на COVID-19, в том числе и вакцинированными гражданами, и отказа допустить их к проживающим в интернате близким.
После получения ответа или в случае его неполучения в месячный срок на основании ст. 124 Кодекса административного судопроизводства подать в суд административное исковое заявление.
Обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
В то же время административный истец обязан указать, каким нормативным правовым актам, по его мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие), а также доказать сам факт нарушения.
Также в порядке ст. 124 КАС можно обжаловать отказ в предоставлении информации по спорной проблеме, к примеру, отказ ДТСЗН г. Москвы дать ответ на заявление гражданина.
Если руководители психоневрологического интерната заведомо незаконно ограничивают права и свободы людей, проживающих там, в частности, препятствуют их общению с родственниками, друзьями, волонтерами и т.п., они могут быть привлечены к дисциплинарной или даже к уголовной ответственности за превышение должностных полномочий, повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ст. 286 УК РФ).
Получатели социальных услуг и потенциальные посетители вправе обратиться в прокуратуру с соответствующим заявлением.