Ночные обходы с фонарем по жилым комнатам проживающих
Интернат как поставщик социальных услуг должен обеспечивать качественное оказание услуг, уважение прав и свобод и безопасность получателей услуг. При этом ПНИ не может предпринимать любые меры безопасности – допустимы только такие, которые не нарушают прав и свобод получателей услуг. Например, в качестве мер безопасности допускаются увеличение штата сотрудников, изменение их режима работы, закупка оборудования и так далее. В ч. 2 ст. 12 ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» указано, что поставщики социальных услуг не вправе ограничивать права, свободы и законные интересы получателей социальных услуг, применять физическое или психологическое насилие в отношении получателей социальных услуг, допускать их оскорбление, грубое обращение с ними.
Описанные Вами действия сотрудников интерната являются необоснованным вмешательством в личную жизнь получателей услуг, незаконным ограничением права на неприкосновенность частной жизни. Яркий свет в лицо спящему человеку несколько раз за ночь – конечно, это можно считать и грубым обращением, запрещенным ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ». Из-за таких действий получатели услуг лишаются полноценного ночного сна, что негативно влияет на здоровье и качество жизни.
Покой граждан во время ночного сна является защищаемой законодательством ценностью, в Москве принят специальный Закон от 12.07.2002 N 42 «О соблюдении покоя граждан и тишины в городе Москве». Этот Закон распространяется и на помещения интернатов (п. д ч. 2 ст. 1). Незаконными являются действия, нарушающие покой граждан в ночное время (с 23 часов до 7 часов) – в том числе и описанные действия сотрудников ПНИ.
Сотрудники интерната должны в своей деятельности «проявлять уважение, чуткость, заботу, справедливость, предусмотрительность, вежливость, в максимальной степени учитывать физическое и психическое состояние получателей социальных услуг» (п. 4.2.4. «ГОСТ Р 52883-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания»). В описанной ситуации этот обязательный принцип в работе сотрудников ПНИ нарушается.
Чтобы попытаться бороться с такой практикой, можно сначала написать обращение к директору интерната. Можно написать от нескольких людей – тех, кто страдает от таких ночных обходов – с жалобой на нарушение прав получателей услуг, на грубое обращение, игнорирование потребностей получателей услуг сотрудниками отделения. В обращении можно описать негативные последствия таких действий: например, если разбуженные люди потом не могут уснуть, развивается бессонница, ухудшается общее состояние здоровья. Если администрация интерната не примет меры по этому обращению, то можно попробовать обратиться в Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы (http://www.dszn.ru/) с жалобой на нарушение прав со стороны сотрудников интерната при оказании социальных услуг.