— Текст

— Пояснения к тексту

— Документы

— Блоки

О навигаторе

Проверка в детском интернате (ДДИ)

Цель проверки

А) Отражение фактического обеспечения необходимых условий развития детей, удовлетворения их базовых потребностей и реализации их прав в конкретной организации;

Б) Разработка конкретных рекомендаций по нормализации ситуации для вышестоящих органов и самой организации, в том числе по взаимодействию с конкретными организациями-партнерами (медицинскими, реабилитационными, иными), в том числе в рамках межведомственного взаимодействия.

Конкретные объекты и пути проверки ДДИ

1. Обоснованность нахождения ребенка в организациии (или) в ее отделении

Устанавливается путем оценки соответствия имеющихся у конкретных детей навыков, ограничений жизнедеятельности, нуждаемости в специализированном уходе – назначению учреждения и (или) отделения учреждения.

Обоснованность нахождения ребенка в учреждении (отделении) может быть поставлена под сомнение, если выявлено отсутствие у ребенка потребности в специализированной поддержке, которая осуществляется в учреждении (отделении). В этом случае необходимо проведение дополнительного психолого-педагогического обследования на основании результатов обследования, имеющихся у проверяющих.

См. Общий план, пункт. 1; часть 3) пункта 2 ; часть 7) пункта 2: а)–в).

2.  Полнота и всесторонность обследования индивидуальных потребностей и возможностей ребенка

Устанавливается путем оценки соответствия фактически имеющихся у детей навыков, ограничений жизнедеятельности, нуждаемости в специализированной поддержке, воспитании и обучении – проведенным диагностическим обследованиям, индивидуальным планам работы. При выявлении несоответствия необходимо проведение дополнительных диагностических обследований (по целям и задачам), корректировка индивидуальных планов работы, в том числе с привлечением сторонних специалистов.

См. Общий план, особенности обследования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

3. Соответствие бытовых условий жизни ребенка требованиям законодательства РФ, потребностям и возможностям ребёнка

Несоответствие констатируется при отсутствии формального соблюдения требований законодательства, а также при отсутствии индивидуальной возможности ребенка пользоваться созданными условиями.

Индивидуальная невозможность ребенка пользоваться созданными условиями устанавливается  при отсутствии необходимых условий доступности, приспособлений для пользования с учетом ограничений жизнедеятельности ребенка; при отсутствии необходимого количества персонала, в том числе отсутствии необходимой квалификации у имеющегося персонала (например, воспитатель не знает, как установить взаимодействие с ребенком с множественными нарушениями развития), при несоблюдении иных условий, влияющих на развитие ребенка (учреждение не организует проведение видов реабилитации, создание условий обучения, которые не могут быть организованы в учреждении).

Особо устанавливается благоприятность условий пребывания для эмоционального, духовного и нравственного развития детей, что оценивается на основе специализированного психологического обследования, проводимого в отношении всех детей (направленного на определение восприятия ребенком своего места в коллективе, условий проживания, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми).

См. Общий план, часть 6) пункта 2: а)–в); особенности обследования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

4. Выполнение учреждением как исполнителем опекунских функций конституционной обязанности по обеспечению получения ребенком общего образования

Устанавливается путем формальной оценки организации его общего образования.

См. Общий план, часть 7) пункта 2: в)-г) 

5. Выполнение учреждением как исполнителем опекунских функций обязанности по заботе о здоровье, физическом и психическом развитии подопечных, для детей старше 14 лет - обязанности учета мнения подопечного при решении вопросов его жизни и развитии способности понимать значение своих действий и руководить ими

Устанавливается путем оценки организации работы по проведению необходимых мероприятий вне учреждения – в соответствующих организациях (диагностическая, консультационная помощь, коррекционная помощь по видам: медицинская, психолого-педагогическая, физическая реабилитация, обеспечение техническими средствами реабилитации, иное – исходя из потребностей детей). Речь идет о необходимых ребенку мероприятиях, которые не могут быть проведены внутри учреждения либо их проведение вне учреждения в большей мере соответствует нормальному и полному участию ребенка в жизни общества (получение необходимых услуг в обычных местах проживания).

См. Общий план, п. 2 ч. 7): а)–г); особенности обследования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

6. Обеспечение социализации и адаптации в обществе

Устанавливается путем оценки направленности формально проводимой работы в целом (см. Общий план), на установление и/или укрепление отношений ребенка с внешним миром (родственниками, гостевыми семьями, волонтерами), развитие социальных навыков ребенка, исходя из возрастных особенностей, вовлечение ребёнка в жизнь местного сообщества.

См. Общий план, п. 2 ч. 7): г), е); особенности обследования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).