— Текст

— Пояснения к тексту

— Документы

— Блоки

О навигаторе

Ранняя помощь

Одним из направлений  государственной поддержки детей-инвалидов и детей с ОВЗ является создание единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, включающей медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую помощь ребенку, социально-психологическую и консультативную помощь родителям; обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, развития инклюзивного дошкольного образования, организации комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ к обучению в школе.

В России вопрос ранней помощи начал активно обсуждаться недавно, и найти реальную комплексную раннюю помощь пока еще очень трудно. Федеральный закон «Об образовании в РФ» только декларирует обязанность оказания ранней помощи детям с ОВЗ (часть 5 статьи 5), не раскрывая, в чем она заключается и где предоставляется. 

По мнению практикующих специалистов, ранняя помощь – это психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям от рождения до 3-х лет, направленная на выявление особенностей и нарушений развития и предотваращение и раннюю коррекцию их возможных последствий. Неразрывная спаянность всех компонентов психической сферы ребенка в раннем возрасте позволяет гораздо легче выявлять и устранять различные отклонения в развитии: их коррекция на этом жизненном этапе требует значительно меньших затрат, чем в более позднем возрасте. Специалисты по ранней помощи осуществляют комплекс различного рода занятий с детьми (раннее развитие), в процессе которых отмечают особенности развития, свидетельствующие о возможном нарушении его нормального течения. Особую роль в раннем выявлении проблем ребенка играют детско-родительские группы, направленные на повышение компетентности родителей. Выявляя и выделяя сферы нарушений или возможных нарушений уже в раннем возрасте, специалисты подбирают комплекс психолого-педагогических и медико-социальных занятий с ребенком, направленных на снижение или предотвращение возможных последствий нарушений развития. На первый план для ребенка раннего возраста выходит работа родителей в семье с регулярной поддержкой специалистов. Организация комплексных семейно-ориентированных психолого-педагогических и медико-социальных услуг по программе ранней помощи может осуществляться в дошкольных образовательных организациях, в  центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи, а также в центрах социального обслуживания, учреждениях здравоохранения, родительских клубах, негосударственных профессиональных организациях и др. 

Особо необходимо отметить то, что семья ребенка раннего возраста, у которого выявлены особенности в развитии, нуждается в информационно-консультативной помощи. Родители должны быть информированы не только о нарушениях развития ребенка, но у них должно сформироваться представление о том, как строится жизнь семьи с ребенком с нарушениями развития и жизнь самого ребенка в будущем.

В настоящее время в Минтруде России ведется работа над программой развития в России ранней помощи детям с нарушениями развития.

Если:

- после рождения медики установили нарушения развития ребенка;
- врачи на контрольных осмотрах отмечают отклонения от норм развития;
- родителей беспокоят некоторые реакции ребенка;
- и при этом врачи рекомендуют только медицинское вмешательство (лечение),

– целесообразно обратиться в службы ранней помощи по месту жительства.

Для определения целесообразности получения ранней помощи имеет смысл изучить целевые ориентиры дошкольного образования в младенческом и раннем возрасте.

Информацию о возможностях получения ранней помощи следует получать в органах образования, здравоохранения, социальной защиты населения по месту жительства. Если такой информации получить не удается, направляем в адрес указанных органов обращение с просьбой о содействии в получении ранней помощи.

Назад

Раннее выявление проблем: семейно-ориентированные группы и повышение компетентности родителей

Трудно ожидать, что становление системы ранней помощи в нашей стране в условиях крайнего дефицита специалистов сможет обеспечить выявление всех нуждающихся в помощи детей в ближайшем будущем. Однако проблема стоит крайне остро: в популяции продолжает расти доля детей с различными проблемами развития (по оценкам экспертов, в той или иной поддержке нуждаются не менее 30% младших школьников); стираются четкие границы между «патологией» и «нормой».

Острота проблемы вынуждает переориентировать государственную политику на широкую пропаганду оздоровления всех детей. Раннее выявление проблем в развитии может произойти только благодаря повышению компетентности родителей. С этой целью во всем мире создаются детско-родительские группы, в которых могут участвовать дети начиная с первого года жизни. Первые такие группы стали появляться и в России.

Детско-родительские семейно-ориентированные группы развития ребенка первых лет жизни, основанные на регулярных (еженедельных) встречах и динамическом наблюдении за развитием ребенка, со смещением характера помощи с медицинского на семейно-ориентированный психолого-педагогический подход, – единственный способ своевременно выявить серьезные проблемы в развитии ребенка и предотвратить развитие пограничных отклонений. На смену существующим методам, базирующимся лишь на компетентности специалистов-медиков, постепенно приходит подход, основанный на совместной компетентности специалистов и родителей (см., например, адаптированные в России показавшие высокую эффективность программы "Родители и дети – первый год", а также программ «Родители и дети (первый, второй, третий год)»). В рамках таких занятий в постоянном контакте с опытными специалистами, помогающими воспитывать ребенка, растет компетентность родителей, что является условием профилактики и своевременного выявления и решения возникающих проблем. Только такой подход может обеспечить эффективность финансовых и организационных усилий по созданию системы ранней помощи в нашей стране.

В идеале минимальный ресурс для «ранних» детско-родительских групп должен предоставляться семье за счет возможностей регионов. Во всяком случае, регионы должны обеспечивать разнообразие форм и методов ранней профилактики (группы на базе детских дошкольных учреждений, иных учреждений образования, социальной защиты, здравоохранения, в форме отдельных учреждений или организаций, в том числе негосударственных), а также давать родителям свободу выбора – где именно профилактику проходить.

Семейно-ориентированные группы позволяют бережно по отношению к семье выявить детей, нуждающихся в ранней помощи. А дальше требуется обеспечить этой помощью всех без исключения нуждающихся в ней детей.

Заявление о содействии в получении ранней помощи

Федеральный закон об образовании